Территория определена между Лебяжьим и жилым массивом Старое Аракчино
Постановление правительства, подписанное во исполнение указа президента Татарстана от 29 мая 2017 года, обязывает Минземимущество РТ учредить унитарную некоммерческую организацию «Республиканский фонд поддержки» и в десятидневный срок утвердить его устав. А в течение 30 дней после его регистрации оформить передачу находящегося в государственной собственности земельного участка между Старым Аракчино и Лебяжьим площадью 7 599 195 квадратных метров.
По словам председателя Совета Фонда, помощника Президента РТ Айрата Нурутдинова, перед создаваемой структурой стоит триединая задача. Во-первых, определить приоритетные группы пострадавших и сформировать справедливые и прозрачные принципы распределения средств. Во-вторых, подготовить землю для продажи девелоперам, а затем реализовать ее 25-30 лотами. В-третьих, плотно работать с АСВ, чтобы конкурсная масса банкротов, не ушла налево и была реализована по максимально высокой цене с тем, чтобы очередь их кредиторов стала как можно короче. Впрочем, судя по заявлению члена Совета Фонда, первого заместителя главы Минземимущества РТ Сергея Демидова, единого понимания, как будет работать фонд, пока еще нет. По его словам, земля инвесторам будет не продаваться, а выделяться без торгов, они построят дома и какая-то часть денег и (или) квартир будет передана пострадавшим. А вот с приоритетными группами пострадавших Сергей Анатольевич уже определился. В его формулировке это «физлица и индивидуальные предприниматели, малые предприятия».
Пострадавшие переживают за деньги и сроки
— Насколько быстрой будет отдача от деятельности Фонда? Естественно, не быстрой. Насколько реальной окажется поддержка пострадавших вкладчиков и обманутых дольщиков, тоже оценить сложно, и не только мне, — считает председатель Союза пострадавших клиентов Татфондбанка и ИнтехБанка Александра ЮМАНОВА. – В полном объеме мы получим свои деньги или не в полном, благодаря деятельности этого Фонда и землям, которые в него вошли, тоже вопрос открытый. Смущает, в частности, что будут определены приоритетные группы пострадавших. Что это значит? Это те, кто сильнее пострадал? Физические лица и малые предприятия? А крупные предприятия разве не пострадали? Да, фонд создан, с землей, которую он получит, определились. Но пока найдется застройщик на эти участки, пройдет время. Как скоро он сможет построить там дома и какую сумму отдаст пострадавшим вкладчикам и обманутым дольщикам, наверное, сейчас никто не скажет. Когда получим свои деньги, тогда и сможем оценить.
Поделиться своим мнением по поводу создания Республиканского фонда поддержки пострадавших вкладчиков и обманутых дольщиков и перспективы реализации этого беспрецедентного проекта мы попросили наших экспертов.
Это – долгосрочный проект
— Если государство хочет помочь тем людям, которые пострадали после известных событий в Татфондбанке и в других связанных с ним банках, то оценить это можно только положительно, — сказал старейшина цеха аудиторов республики, заслуженный экономист России и Татарстана Сергей НИКИФОРОВ. – В любом случае это долгосрочный проект. Сначала идет проектирование. И это не просто дом спроектировать, построить его и подключить к соседней линии. Это масса вопросов – транспортная логистика, система водоснабжения, канализация, газ, электричество.
— Нынешний вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин в бытность свою еще министром строительства, архитектуры и ЖКХ РТ говорил, что только на получение разного рода разрешительной документации при строительстве многоквартирного жилого дома требуется не менее двух лет.
— Мне представляется, что длительность этого процесса связана с разного рода согласованиями. Допустим, какая-то электрическая линия должна пройти над газовой трубой, и в таком случае надо решать, что и куда переносить, а это требует времени. Второй вопрос – это уже непосредственно сама стройка: выбор подрядчиков, конкурсы и так далее.
Я не строитель, мне трудно судить, хотя сейчас стройка в принципе идет достаточно быстро. Но вы сами можете судить об этом на примере «Салават Купере». Благодаря полной господдержке условия там достаточно комфортные, но и там возникают проблемы. А масштаб стройки «Салават Купере», которую ведет несколько подрядчиков, куда меньше, чем предполагается осуществить в рамках реализации проекта «Республиканский фонд поддержки».
Успех будет зависеть от уровня менеджмента
— Насколько я знаю, такие инвестиционные проекты очень длительные, и по оценкам экспертов, с которыми мы обсуждали этот вопрос, сроки их реализации потребует длительного времени. Есть вопросы по поводу рентабельности проекта. Согласно Публичной кадастровой карте Росреестра, кадастровая стоимость всего участка площадью 760 гектаров составляет 27,2 миллиарда рублей, оценки экспертов ее реальной стоимости расходятся в достаточно большом диапазоне – от 3 до 40 миллиардов рублей. И самое главное, откуда девелоперы возьмут деньги на такую гигантскую стройку? Очевидно, это будут кредиты. Но причина краха тех самых застройщиков, наплодивших так много обманутых дольщиков, как раз в том и состоит, что они не смогли правильно просчитать свои затраты, и каждую предыдущую стройку компенсировали за счет того, что брали деньги у новых дольщиков. Что в итоге обернулось банкротством. Успех проекта «Республиканский фонд поддержки» в первую очередь будет зависеть от уровня менеджмента. Конечно, мы, предприниматели, ценим усилия, предпринимаемые правительством для того, чтобы помочь тем людям, которые пострадали в условиях жесткого экономического кризиса от банкротства банков и застройщиков, — заявила член Совета Ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Фарида ГАЛЕЕВА. – Тем более, что Татфондбанк все воспринимали как государственный банк. Очень хорошо, что в этих условиях правительство повернулось лицом к своим гражданам.