Спустя полторы недели после того, как авиакомпания «ВИМ-Авиа» начала массово задерживать рейсы и сокращать чартерную программу полетов, стало понятно, что она не рассчитала своих возможностей, нарастив перевозки за пять месяцев в два раза. «ВИМ-Авиа» объясняет многочасовые задержки рейсов поздним возвратом самолетов из техобслуживания и «небывало высоким» для конца мая ростом пассажиропотока, в частности на курорты Турции. Попытки «ВИМ-Авиа» зафрахтовать под перевозку самолеты сторонних авиакомпаний не увенчались успехом из-за тотального дефицита судов. В среду представитель «ВИМ-Авиа» заявил, что компания будет корректировать график чартерных перевозок на лето, подробности будут опубликованы 8 июня. Приоритеты получат регулярные рейсы в РФ, а также «те чартерные цепочки, организаторы которых полностью выполнили свои финансовые обязательства перед компанией». По сведениям «Коммерсанта», чиновники пытались привлечь к решению проблем «ВИМ-Авиа» другие авиакомпании, в том числе группу «Аэрофлот». Но, по словам собеседников издания, «ни у одного крупного российского перевозчика сейчас нет свободных провозных емкостей». По итогам 2016 года, напоминает газета, «ВИМ-Авиа» заняла девятое место по объему пассажиропотока, впервые перевезя более 2 млн человек. Но компания также была одной из самых непунктуальных, задержав более чем на два часа почти 12% рейсов («Авиарынок не взлетел из-за перегруза»).
Стабилизировать расписание перевозчик пообещал к середине июня. Об этом же сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов, который сказал со ссылкой на «ВИМ-Авиа», что ситуация с задержками разрешится в течение ближайших двух недель. Тем не менее на заседании оперативного штаба в Ростуризме, в состав которого вошли Росавиация и туроператоры, сопрезидент «ВИМ-Авиа» Мурсикаев Рашид не смог дать этому обещанию стопроцентных гарантий, указывает «Российская газета». Если после 15 июня ситуация с «ВИМ-Авиа» не стабилизируется, на совещании в Ростуризме был озвучен возможный вариант преодоления возникших трудностей. А именно, оперативная выдача Росавиацией дополнительных разрешений турецким авиаперевозчикам на рейсы из российских регионов, которые бы смогли возить россиян на свои курорты. Тогда «ВИМ-Авиа» смогла бы освободить свои самолеты для полетов в Сочи и Крым. Однако категорически против этой идеи высказался начальник управления регулирования перевозок Росавиации Андрей Круглов. Российским туристам, имеющим на руках билеты от «ВИМ-Авиа», в любом случае нужно сохранять спокойствие, считает глава Ростуризма Олег Сафонов. Кроме того, он также дал понять, что не видит негативных последствий для туристического рынка в ситуации с «ВИМ-Авиа». То есть ни массовой отмены туров, ни банкротств среди турфирм, по его мнению, быть не должно, поскольку клиентами «ВИМ-Авиа» являются главным образом крупные компании («Ни ВИМ, ни вам»).
Тем временем, как пишет «Комсомольская правда» со ссылкой на Russia Today, глава Росавиации Александр Нерадько пригрозил, что возглавляемая им структура будет вынуждена «пойти на отмену нерегулярных рейсов», если массовые задержки рейсов продолжатся. «У нас есть ряд чартерных авиакомпаний, и мы завтра (в четверг, 8 июня) с ними проводим совещание в Росавиации, где еще раз предупредим о том, что если будут такие массовые задержки рейсов, то нам придется объявить об этом пассажирам. Нам придется просто пойти на отмену нерегулярных рейсов», – заявил Нерадько. «Мы обратили внимание авиакомпании «ВИМ-Авиа» на то, что парк воздушных судов не соответствует их желаниям, еще 15 мая – до того, как начал развиваться этот кризис, – и рекомендовали сократить маршрутную сеть, – продолжает Нерадько. – Только после того, как лавинообразно стали нарастать задержки и отмены рейсов, она начала как-то реагировать».
Решением проблемы занимаются и в Ростуризме – в среду, 7 июня, там собрали совещание с участием представителей Росавиации, авиакомпании и туроператоров. Как отмечают эксперты, если Росавиация не подтвердит программу нерегулярных рейсов, тогда миллионы россиян лишатся отпуска, а туристический рынок войдет в штопор.