В поисках крайнего
Такое уже случалось. Правда, обстоятельства были другие. Итоги той истории были печальны. До сих пор отголоски ухода «Бурятэнергосбыта» и прихода на его место МРСК Сибири (хоть и временного) стопорят развитие энергетического комплекса республики.
Начнем издалека. В первой половине нулевых произошла реформа энергетики. Ее целью было вывести с рынка неэффективных производителей электричества, повысить потребление, а значит, и эффективность работы всей системы. В конце концов, снизить тариф.
В итоге же производители остались на рынке, независимо от эффективности работы, рост потребления не состоялся, а тариф только вырос. Зато новая система позволила производителям электричества получать сверхприбыль. А законодательство просто не поспело за ураганными изменениями в энергетике, и догоняет их до сих пор.
Но у потребителей энергии с тех пор сильно упала платежеспособность. И удовлетворять аппетиты генерирующих компаний стало проблематично. К тому же по¬явился еще ворох компаний, которые так или иначе находят способы нажиться на электричестве. Способов множество — отрасль, как уже сказано, законодательно до конца не урегулирована.
Сегодня электроэнергетическая система в Бурятии выглядит так: генератор производит электричество. Гарантирующий поставщик — «Читаэнергосбыт» — покупает это электричество и продает потребителю. Но чтобы доставить его, он пользуется услугами сетевых компаний, которые заведуют сетями — проводами, подстанциями и прочим оборудованием. К ним можно, например, отнести МРСК Сибири и «Улан-Удэ Энерго».
Генератору, то есть производителю, гарантирующий поставщик должен заплатить сразу и в полном объеме — иначе нельзя, таков закон. Должен он платить и сетевым компаниям за услуги по передаче электричества. Но вот собрать деньги в полном объеме, как мы знаем, не выходит.
То есть, собрав 50 копеек, «Читаэнерго¬сбыт» должен отдать 90 копеек. Где взять разницу? Никого не волнует. Будут ли это кредиты или придется недоплатить сетевым компаниям, чтобы выжить. Спрашивать будут всегда с гарантирующего поставщика.
Палки в колёса
Казалось бы, такие вопросы можно решить. Кто мешает всем участникам рынка, регулирующим ведомствам и правительству Бурятии сесть за стол переговоров, обсудить варианты решения проблемы (а они есть) и совместно работать?
Но у нас этого не происходит. Примеров множество. Чего стоит конфликт с «Улан-Удэ Энерго», который только обостряет ситуацию на рынке. Мы уже не раз писали о том, как в конце ноября 2015 года по тому же адресу, где располагается «Улан-Удэ Энерго», было зарегистрировано некое ООО «Улан-Удэнская Городская Энергосбытовая Компания». Единственным учредителем ее стал представитель «Улан-Удэ Энерго» в судах и, вероятно, штатный юрист компании Баир Гомбоев. То есть связь между сбытовой компанией и сетевой вполне очевидна.
Смысл сбытовой компании в том, чтобы покупать электроэнергию у гарантирующего поставщика, коим сегодня выбрана компания «Читаэнергосбыт», и продавать ее потребителям: как рядовым гражданам, так и организациям. Но такого договора с гарантирующим поставщиком нет, а сбытовая компания разными методами уводит потребителей у «Читаэнергосбыт», чем серьезно осложняет положение на рынке. Ведь потребители, видя, что энергетики конфликтуют между собой, начинают «экономить» на платежах за электричество, чем роняют платежную дисциплину в Бурятии.
Ничего не вижу…
Другой пример, о котором мы тоже рассказывали, — судебный спор Госстройжилнадзора республики и «Читаэнергосбыт». Ведомство в 2016 году подумало и решило, что с 2014 года гарантирующий поставщик электричества не имел права собирать с населения ОДН. Это должны были делать управляющие компании. Где было ведомство целых два года и почему молчало — непонятно. Возникает вопрос: а не передумают ли чиновники еще через два года? И какова компетентность руководителей ведомства?
Несмотря на протесты и возражения участников рынка, Госстройжилнадзор все же довел дело до конца. И теперь население получит повторные счета за ОДН с весьма немаленькими суммами. А управляющие компании окажутся на грани банк¬ротства.
Конечно, люди, увидев счета за ОДН на десятки тысяч, попросту перестанут платить. И опять энергетики потеряют сотни миллионов рублей за поставленный ресурс. Да еще и окажутся крайними в этой ситуации в глазах жителей.
Ну и, конечно, нельзя забывать и про «матрешки». Компании ЖКХ, которые покупают у гарантирующего поставщика электричество, передают его потребителям, собирают с них деньги, но свои долги перед «Читаэнергосбыт» не оплачивают. А к концу сезона уходят на банкротство, чтобы в следующий раз открыться с теми же учредителями, но под другим названием. Ответственный за систему ЖКХ минстрой Бурятии, видя все это, скромно молчит и не предпринимает никаких серьезных попыток исправить ситуацию.
За последние годы по этой схеме были «утеряны» сотни миллионов рублей. И, опять же, дыра образовывается в бюджете компаний всего энергетического сектора. В итоге потери несет республиканский бюджет, недополучая миллионы рублей налоговых доходов.
Это лишь несколько примеров странных взаимоотношений между участниками электроэнергетического рынка. Но главное, что настораживает, — абсолютно безучастное отношение власти к происходящему. Такое ощущение, что ведомства и госорганы завязали себе глаза и боятся смотреть на то, что происходит.
Кому выгодно банкротство?
А происходит следующее: «Читаэнергосбыт» лезет в кредиты, копит долги, недосчитывается сотен миллионов. Ни одна компания не станет работать в минус. А значит, есть вероятность, что уже в скором времени все вышеописанные действия могут привести к банкротству гарантирующего поставщика.
Чем это чревато? Вспомним историю со скандальным уходом «Бурятэнергосбыт». На его место тогда пришла сетевая компания МРСК Сибири. Правда, ненадолго — всего лишь на год. Закон запрещает сетевой компании дольше находиться в этом статусе. За этот год были накоплены миллиардные долги перед другими сетевыми компаниями. Зато МРСК Сибири, получая прибыль от сбыта электричества и не рассчитываясь с другими участниками рынка, неплохо обогатилась.
Конечно, энергетический комплекс серьезно пострадал от той смены гарантирующего поставщика. И «Читаэнергосбыт» пришлось разгребать последствия этого процесса.
Если эта компания покинет рынок, временный статус снова достанется МРСК Сибири, и к нынешним проблемам прибавятся новые. Зато монополист заработает еще несколько миллиардов. И следующий гарантирующий поставщик столкнется с еще большим ворохом проблем.
То есть банкротство «Читаэнергосбыт» выгодно только МРСК Сибири. Но почему тогда остальные участники и регуляторы рынка молчат?
Власть в стороне
Чтобы исправить ситуацию, во первых, Бурятии нужен серьезный регулятор. В этой роли должно выступить правительство республики, а точнее, минтранс, курирующий, в том числе, и энергетику. Конечно, собрать всех за одним столом и выработать общие принципы работы, договориться о взаимодействии не так просто. Но это возможно. В случае с энергетикой административное влияние скорее необходимость, чем давление.
Вместо этого ответственные чиновники минтранса и РСТ скидывают с себя ответственность и, прикрываясь словами «спор хозяйствующих субъектов», выбирают политику невмешательства. Между тем федеральные власти открыто призывают местных чиновников уже начать что-то делать. На недавнем совещании у полпреда СФО Сергея Меняйло было решено:
«Рекомендовать органам исполнительной власти… Бурятии принять дополнительные меры по повышению уровня платежной дисциплины участниками оптового и розничного рынка электроэнергии», а именно — «активизировать работу межведомственных комиссий и рабочих групп по урегулированию вопросов погашения задолженности потребителей… привлекать к работе представителей регулирующих и правоохранительных органов, органов прокуратуры».
Проще говоря, правительству Бурятии посоветовали не стоять в сторонке, а начать регулировать отрасль. И рычагов здесь может быть множество. Можно поступить, как в Омской области, где власти пригласили Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИИ Высшей школы экономики. Сегодня многие говорят, что, в первую очередь, нужно провести аудит РСТ и их тарифных решений последних лет.
Или можно поступить, как в Мурманской области, где глава региона дал поручение довести собираемость за поставленную электроэнергию до 100 процентов. Был сделан сводный план из 14 пунктов, были задействованы почти все госорганы. И сегодня уже есть первые результаты этой работы.
В противном случае электроэнергетика Бурятии рискует отправиться на самое дно, откуда вытащить ее будет уже гораздо труднее.