Ошибка хакера позволила следователям ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу раскрыть нетипичное дело о рейдерском захвате. Верховодили группировкой известные криминальные авторитеты из лихих 1990‑х.
Сменить руководство правления или состав учредителей, проведя через налоговые органы липовую выписку, а уж тем более силовым методом принудить легальное руководство «подвинуться» – все это для более или менее уважающих себя рейдеров давно считается «каменным веком». «Белые» схемы хоть и трудозатратны, зато гораздо надежнее. Кто посмеет задавать вопросы, если «суд решил»?
Чужих не пускали
Когда в 2013 г. директора ОАО «Институт архитектурно-строительного проектирования» стали подозрительным способом выдавливать с должности, он почуял «запах» рейдерства.Организация занималась разработкой проектно-сметной документации для строительства торгово-развлекательных комплексов и бизнес-центров, выступала в качестве заказчика реконструкции и капремонта зданий. Но дела шли не ахти. При должных усилиях менеджеров можно было бы стать более эффективными, тем более при наличии свыше 60 млн рублей дебиторки, но не сложилось. А тут на беду «аромат экономического разложения» привлек внимание рейдеров, для которых здание в 4,2 тыс. м2 на Автовской ул. с оценочной стоимостью в четверть миллиарда рублей, что называется, «плохо лежало».
Это сейчас следствие, собрав тонну улик, имеет основания полагать, что организаторы захвата имущества госпредприятия ввели в руководство подконтрольного им человека, который начал искусственно наращивать кредиторскую задолженность, дойдя даже до займов у физлиц. Но когда в 2013 г. «отставной директор» обратился в правоохранительные органы, зацепиться было особенно не за что. Но это не значит, что никто за дело не взялся. Ровно наоборот.
По версии следствия, фиктивные договоры заключались с подконтрольными организаторам мошеннической схемы юрлицами. Когда через поданный в арбитражный суд иск процедура банкротства дошла до собрания кредиторов, среди них оказались только свои. Своим был и арбитражный управляющий, чьи полномочия подтвердил суд. «Вердикт» собрания был однозначен: пускать все с молотка.
Ошибка хакера
Дабы увести здание по минимально возможной цене, в 2014 г. его сначала выставили на торги по искусственно завышенной стоимости.
Два «раунда» тура прошли с нулевым результатом, после чего, низведя «ценник» по утвержденному графику до смехотворных 7,5 млн рублей, злоумышленники подошли к финишной черте – прямым электронным торгам.
Площадка также была не чужой. Однако оказалось, что заявка, поданная подконтрольной организаторам фирмой, оказалась по счету только третьей. И тогда в дело вступил хакер. Именно использование в рейдерстве хакерских манипуляций на электронных торгах, да к тому же вскрытых следствием, сделало это уголовное дело уникальным в своем роде.
«Обычный компьютерщик. Работал в приличной организации, получал большую зарплату. Но за прибавку в 20 тыс. рублей в месяц согласился оказывать услуги данной организованной группе», – охарактеризовал хакера наш источник в ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу.
Паренек проник на сервер электронной площадки и подвинул «конкурентов». Злоумышленники были признаны победителями торгов.
Все могло бы закончиться для злодеев благополучно, если бы хакер не допустил ошибку, оставив «электронный след». По нему‑то следователи и раскрутили всю цепочку.
Были задержаны семеро фигурантов, в том числе выстроившая схему увода имущества дама, являющаяся крупным специалистом в области банкротства юрлиц. Под стражу взяли лишь одного из двух предполагаемых организаторов: в отличие от исполнителей, чьей задачей было наведение флера легальности на рейдерскую схему, он от дачи показаний отказывается.
Второй организатор сейчас за границей.
Оба – очень известные криминальные личности из лихих 1990‑х, с чьими именами связаны громкие заказные убийства тех лет. Не исключено, что эпизод со зданием на Автовской в их нынешней деятельности не единственный. Но пока все имена и деяния – тайна следствия.
Уголовное дело возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ («мошенничество»). Ущерб, причиненный Российской Федерации, оценивается в сумму не менее 305 млн рублей. На здание наложен арест.