Сразу четверо фигурантов уголовного дела, в том числе председатель правления БайкалБанка Виталий Авдеев, а также Александр Герасименко (которого считают связанным с Авдеевым) были доставлены из Москвы.
Ещё двое задержанных также причастны к банкротству, одним из них может являться бывший советник председателя правления Игорь Сараев.
В деле БайкалБанка чрезвычайно много странностей. Напомним, что уголовное дело по признакам преднамеренного банкротства было возбуждено ещё 9-го ноября прошлого года. Но, несмотря на то, что в материалах прокуратуры было чётко указано на то, что руководство банка активно приобретал «пустые» векселя, отдавая за них реальное золото и недвижимость, дело было возбуждено не в отношении конкретных лиц, а, что называется, «по факту».
Сложно понять и действия Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое фактически тратит на выплаты людям государственные средства, не пытаясь взыскать что-либо с руководителей, допустивших растрату.
В ежемесячных отчётах АСВ вплоть до марта содержался неизменный пункт «Исковые заявления о признании сделок недействительными, о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей Банка и/или взысканию убытков в отчетном периоде не предъявлялись«.
Но теперь, похоже, ситуация сдвинулась с мёртвой точки. Задержание сразу нескольких человек явно говорит о том, что правоохранительные органы приступили к активным действиям. Вероятно, АСВ всё-таки обратилось с заявлением в отношении Авдеева и его партнёров, а структуры, возбуждавшие дело о банкротстве — ФСБ, МВД и прокуратура — собрали общую следственную группу, которая и обеспечила «доставку» подозреваемых в Улан-Удэ.
На 1 апреля сумма задолженности банка перед кредиторами составила почти 7 млрд рублей, при этом активов на счетах Центрального банка РФ у БайкалБанка в 13 раз меньше. Получается, что государство должно будет из бюджетных средств выплатить несколько миллиардов.
При этом остаётся ещё немалая часть людей, которые потеряли свои средства, но при этом не признаны вкладчиками, в частности, пострадавшие в сомнительных ипотечных схемах, очень похожих на замаскированный вывод средств.
Пока неясно, будут ли действия в отношении Александра Венидиктова, который, будучи председателем Совета директоров банка, и привёл «советников» Авдеева и Сараева.
Также предстоит понять роль прежнего председателя правления Вадима Егорова, который ушёл со своего поста в июле 2016 года. Пока следственные действия его не коснулись, но при возбуждении уголовного дела указывалось, что средства из банка выводились с 1-го января по 18 августа 2016 года, то есть и в период работы Егорова.
Многое будет зависеть от показаний задержанных, напомним только, что Авдеев и Егоров практически синхронно подали друг на друга заявления в полицию с обвинениями в финансовых махинациях.
То, что правоохранительные органы перешли к активным действиям, говорит о том, что государству, всё-таки, небезразлична судьба банковских вкладчиков и уровень доверия к банковской системе. Иначе из всех банков люди будут выбирать тот, который в своём матрасе.