Нам отчаянно необходима налоговая реформа. Подлинная реформа требует принятия трудных решений, определения того, какие меры действуют, а какие — нет, а не просто предложений снижения налогов для всех. Снижение налоговых ставок важно, оно является двигателем роста, но нельзя позволять вводить себя в заблуждение: они не окупят себя сами.
Президент понимает, какие перед нами стоят задачи. У нас низкие темпы роста, наша налоговая ставка на прибыль коммерческих предприятий — самая высокая в странах развитого мира, наша стратегия в отношении международного налогообложения — сплошной кошмар, а подоходный налог с каждым годом становится все более запутанным и неясным.
Но эти проблемы невозможно решить, просто снизив все налоги от бизнеса до 15% и сократив налоги физических лиц. На самом деле действующее предложение президента, скорее всего, ухудшит перспективы экономического роста в нашей стране, раздувая наш рекордно высокий национальный долг.
План президента может повысить национальный долг на более чем 5 триллионов долларов за следующие десять лет. В результате наш долг вырастет до еще более высокого показателя в экономике за всю нашу историю.
Когда речь идет о сокращении налогов, всегда собирается толпа охотников за бесплатным сыром, заявляющих, что, если мы сократим налоги, то они окупятся сами за счет роста экономики. Но здесь, в реальном мире, продуманное, рассчитанное на экономический рост сокращение налогов может в лучшем случае покрыть часть их стоимости. На самом деле, значительное сокращение налогов может нанести вред экономическому росту, создавая огромное долговое бремя.
Так если первоначальное предложение Трампа недопустимо, что же нам следует делать?
Первый шаг — это продуманная со всей ответственностью реформа налогов с бизнеса. Средняя налоговая ставка для коммерческих предприятий в зажиточных странах на 10% ниже нашей, что дает им конкурентное преимущество. Америка — величайшая экономика в мире, и если мы можем снизить наш налог на коммерческие предприятия до 25% или даже до 28%, мы восстановим свою конкурентоспособность. Мы должны финансировать это снижение налогов, положив конец налоговым льготам, которые сопутствуют одним компаниям в ущерб другим, искажая принятие решений, связанных с бизнесом. Мы можем также увеличить доход, сместив налогообложение с мобильных предпринимательских структур на акционеров, которые имеют реальную прибыль от корпоративного дохода. Мы можем урезать ставку при более агрессивном налоговом росте.
Второй шаг — это привести в порядок и упростить систему налогообложения граждан. Большинство ежегодных льгот США из 1,6 триллиона долларов распространяются на индивидуальных налогоплательщиков, во многом это касается более обеспеченных американцев и в большинстве своем усложняет и наносит вред эффективности экономики. Чем большее количество льгот мы сможем аннулировать или реформировать, тем лучше. Большая часть дохода может быть потрачена на сокращение ставок для физических лиц; еще какая-то часть должна быть потрачена на сокращение дефицита. Идея, способная принести триллионы и разработанная мною совместно с Марти Фельдштейном (Marty Feldstein) и Дэном Финбергом (Dan Feenberg), заключается во введении максимального уровня налоговых льгот — установлении их на уровне определенной доли дохода.
Администрация президента может сохранить все налоговые льготы, которые она хочет защитить (например, вычеты из ипотечных выплат), но включить их в этот предел.
Третий шаг — реформировать наши программы социальной защиты. Соцобеспечение, здравоохранение, процентные расходы составляют 82% прогнозируемого роста расходов в ближайшее десятилетие, при этом как соцобеспечению, так и программе Medicare грозит банкротство. Продуманные реформы могут улучшить затраты на здравоохранение, способствовать работе, усилить пенсионную безопасность и снизить долгосрочный долг, при этом защищая наиболее уязвимых.
Последний шаг — это сделать все возможное для поддержания экономического роста. В то время как обещания ежегодного роста в 4% являются фантазией чистой воды, нам нужно поднять его показатели намного выше, чем 2%. Ускорение экономического роста должно быть проведено как можно шире для подъема всех доходов, улучшения общего благосостояния и исправления ситуации с налогообложением. Для достижения ускорения роста политики должны работать на полную мощность, проводя налоговые реформы, программы социальной защиты, а также нормативы, иммиграционное законодательство, федеральные инвестиции, торговлю и энергетику. Основная задача экономического роста — вернуть под контроль наш национальный долг.
Как государство мы не можем создавать видимость, будто можем перерасти любой трудный выбор. Но президент прав, сосредоточившись на экономическом росте. Если мы не заставим нашу экономику вновь расти, то американская мечта может остаться в истории.
Майя Макгинес — председатель внепартийного Комитета за ответственный федеральный бюджет.