Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил разработать меры, позволяющие не допускать образования долгов по зарплате перед сотрудниками авиакомпаний-банкротов, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в финансово-экономическом блоке правительства. Поручение должны выполнить к сентябрю Минтранс, Минтруд, Минфин и Минэкономики. Представитель господина Дворковича подтвердила наличие поручения.
Как сообщает агентство, поручению предшествовало обращение к Владимиру Путину его помощника — начальника контрольного управления президента Константина Чуйченко и генпрокурора Юрия Чайки по итогам проверки авиакомпании «Континент». В 2012 году ее признали банкротом, и 400 бывших сотрудников так и не получили зарплату (всего 48 млн руб.). Кроме «Континента» погасить долги по зарплате «из-за недостаточности конкурсной массы» не могут обанкротившиеся еще в 2009 году «Красноярские авиалинии» и Сибирская авиатранспортная авиакомпания, без зарплаты может остаться персонал еще трех перевозчиков в стадии банкротства — «Полет», «Московия», «Когалымавиа» (всего 313 млн руб.). Предлагается включить в Воздушный кодекс норму о повышении минимального размера уставного капитала «крупных авиакомпаний» и «своевременно выявлять» перевозчиков в предбанкротном состоянии.
В Минтрансе и Минэкономики «Ъ» сказали, что поручение находится в проработке, в Минтруде документа пока не получали, в Минфине на запрос «Ъ» не ответили. В Росавиации «Ъ» сообщили, что сейчас в законе записано лишь, что 51% уставного капитала авиакомпании должен принадлежать резиденту РФ. У лидеров рынка размер уставного капитала сильно варьируется: так, у «Аэрофлота» — 1,3 млрд руб., у «ЮТэйр» — 3,7 млрд руб. (после докапитализации в 2016 году), у S7 — 204 млн руб., у «Уральских авиалиний» — лишь 159,6 тыс. руб.
В Росавиации говорят, что регулярно проверяют финансово-экономическую деятельность перевозчиков, по ее результатам сертификат эксплуатанта (документ, разрешающий воздушные перевозки) может быть ограничен, приостановлен или аннулирован.
Впрочем, несмотря на проверки, лишь осенью 2015 года Росавиация выяснила, что у второй авиакомпании РФ «Трансаэро» «ухудшились основные производственные показатели и финансово-экономическое состояние, влияющие на безопасность полетов и права потребителей». Тогда размер ее задолженности (с учетом лизинга) достиг 260 млрд руб. В марте глава «Трансаэро» Александр Бурдин сообщал, что погашено около 4 млрд руб. долгов перед сотрудниками, сокращенными в 2016 году, полностью выплачены долги по зарплате, компенсации за неиспользованный отпуск, выходные пособия. Уставный капитал авиакомпании составляет всего 1,54 млн руб.
Младший партнер Bain & Company Андрей Панов считает повышение уставного капитала «правильным и разумным» с точки зрения социальной защищенности сотрудников. Но пока непонятно, как эту меру можно реализовать, замечает он: «Если речь идет о выделении компанией неприкасаемых средств, то создание такого фонда ляжет тяжелым грузом на авиакомпании, особенно второго и третьего эшелонов, которые сейчас переживают не самые легкие времена». Партнер юридической компании Conner & Company Алексей Кокорин добавляет: больше пользы могло бы принести страхование подобных рисков за счет авиакомпании, а также профилактика банкротства. Управляющий партнер компании «Юрпартнеръ» Антон Толмачев считает, что требования сотрудников обанкротившейся компании любой отрасли могут остаться неудовлетворенными вне зависимости от размера уставного капитала: «Его размер не влияет на объем конкурсной массы, поскольку средства, которыми оплачен уставный капитал, могут свободно использоваться компанией в своей деятельности». При банкротстве определяющим является не размер уставного капитала, а наличие имущества у банкрота, сделок, которые можно оспорить, говорит юрист.
Елизавета Кузнецова