Кузнецов занимал пост министра финансов Московской области с 2000 по 2008 год, будучи также с 2004 по 2008 год первым вице-премьером правительства Подмосковья. Он был задержан летом 2013 года вблизи города Сан-Тропе в соответствии с ордером, выданным Россией. Бывший чиновник находился в розыске Интерпола с ноября 2012 года.
В марте 2015 года кассационный суд Парижа удовлетворил запрос об экстрадиции Кузнецова в Россию, однако соответствующий декрет французского правительства до сих пор не подписан. Защита экс-министра настаивает на том, что в отношении подсудимого имеется ряд «нарушений Европейской конвенции о защите прав человека». В случае его экстрадиции в Россию, утверждают адвокаты, их подзащитному будет угрожать опасность.
От редакции: Как говорится, не ждали.
Деятельность Кузнецова и компании привела Московскую область, второй по размеру субект Российской Федерации, к фактическому банкротству и внешнему финансовому управлению. Цифры ущерба назывались разные, вплоть до 20 миллиардов долларов, что делает это дело рекордным — столько в истории человечества еще не воровали.
Но тут есть нюанс — такие деньги нельзя украсть в одиночку, и полномочий даже первого вице-премьера области для этого недостаточно. Ну и процесс был длительным, и суммы заметными — в общем, совсем по-тихому этого проделать было нельзя.
Естественно, если бы Кузнецов заговорил… В общем, сначала ему дали беспрепятственно выехать за рубеж. Потом его долго-долго не выдавали и даже не арестовывали, «не могли найти». Но в конце концов обнаружили на одном из фешенебельнейших курортов мира, где он и «прятался».
А вот дальше… Французским властям совершенно не хотелось его выдавать, поскольку деньги, выведенные из России, возвращать не было желания.
Российским властям деньги были уже не важны — нужно, чтобы Кузнецов молчал. В итоге фферическая сумма претензий в 20 с лишним миллиардов долларов «усохла» до жалких 3,5 миллиардов рублей — полагаю, Кузнецов мог бы выплатить ее из «карманных» денег, если бы от него отстали…
И вот тут самое интересное. Все нити в деле Кузнецова, казалось бы, вели к тогдашнему губернатору Подмосковья герою России генералу Громову. Но генерала не трогали, и дали спокойно доработать на губернаторском посту. Казалось бы — он совсем не входил в круг «питерских» о совсем не был близок к Путину. Сейчас губернаторов сидят уже несколько.
Но дело-то в том, что Кузнецов был вовсе не «человеком Громова» — его, в прошлом топ-менеджера фактически государственного Инкомбанка, навязали подмосковному правительству из Кремля, и есть такой слух, что за личной подписью президента…
А Громовым нередко искусно манипулировали — например, навязали заведомо проигрышный иск ко мне, в числе претензий по которому были и слова о господине Кузнецове. И скандал по поводу его аферы и поспешного бегства разыгрался аккурат во время процесса в Тушинском суде (не учли, что и генерал, и губернатор, но из соседнего региона). Дело рассыпалось и закончилось мировым соглашением. Но и репутация генерала была подпорчена, и карьера завершилась.
А теперь богатый господин Кузнецов выходит на свободу, видимо, чтобы вскоре окончить свои земные дни — никто не позволит жить на свете человеку, обладающему таким компроматом. Хотя теперь, надо думать, многое известно французским спецслужбам, а может и не только им.
Деньги не отдадут. Но тут уже интересней — будут ли и каким образом реализовывать компромат на высших лиц Российского государства?
Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск