Санацией банка Русской православной церкви (РПЦ) заканчивается эпоха, когда санацией банков занималась не Центробанковская структура.
Пока законопроект о фонде, в задачи которого будет входить оздоровление банков, прошел лишь первое чтение, но в пояснительной записке к документу сказано, что закон о создании фонда планируется принять до конца апреля во втором и третьем чтениях. Инициативу Банка России по созданию данного фонда обнародовала на финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Все крупнейшие кредиторы банка «Пересвет» согласились на конвертацию своих требований к этому кредитному учреждению в облигационный заем. Как сообщил порталу Bankir.Ru источник в одном из кредиторов, Центробанк пообещал выплатить банкам и компаниям, чьи деньги зависли в банке «Пересвет», 15% от суммы их требований «живыми деньгами». В принципе, в том, что кредиторы пойдут на эти условия, особых сомнений не было — дело было лишь за решением двух крупнейших кредиторов банка: компаний «ИнтерРАО» и «Русгидро». Сумма долга банка перед этими компаниями составляет 25 млрд рублей. Эти две компании решили дать «добро» на санацию банка 13 апреля.
«Так мы получим хотя бы 15% от своих средств, вложенных в банк, причем быстро и „живыми деньгами”, в противном случае, если бы мы настаивали на банкротстве, мы не получили бы ничего. Уведомление от ЦБ о переводе нам средств мы ожидаем после 15 апреля»,— сообщил источник.
Это первая масштабная санация банка с применением процедуры bail-in — когда кредиторы банка входят в его уставный капитал. Сама процедура пока не описана в российском законодательстве, нет общего мнения даже о том, какой процент кредиторов банка должен высказать согласие на участие в капитале для того, чтобы процедура была легитимной. В какой-то мере «Пересвет» будет тем пионером, на котором финансовые власти обкатают работоспособность механизма bail-in и решат: масштабировать этот опыт на другие банки или отказаться от него. Вместе с тем процедура финансового оздоровления банков с участием АСВ и привлечением сторонних коммерческих банков-санаторов не раз называлась дорогостоящей для Банка России процедурой. Сейчас банку-санатору на оздоровление подведомственного банка выделяется внушительный транш денежных средств на несколько лет и под довольно низкий процент. Так, например, на санацию банка «Траст» группа «Открытие» получила 127 млрд рублей. Часто получается так, что выделенных денег не хватает и санатор просит выделить новые средства, поскольку в балансе «подопечного» банка всплывают все новые и новые дыры. А иногда оказывается, что санатор переводит в подшефный банк свои проблемные активы.
В любом случае процедура финансового оздоровления получается дорогостоящей, долгой и непрозрачной. Кроме того, есть еще одна проблема — даже оздоровленный, чистый банк, очень непросто «сбыть с рук»: на него нет спроса у коммерческих инвесторов. Вот и получается, что государство реанимирует банк за свои средства и далее тащит его на себе по жизни.
По новому законопроекту о фонде консолидации банковского сектора за АСВ останется лишь функция ликвидатора банков, то есть агентство будет заниматься разбором завалов в банках с отозванной лицензией. Примечательно, что АСВ создавалось в 1999 году как Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). АРКО работало пять лет и с его помощью финансовое оздоровление прошел 21 банк. После принятия закона о страховании вкладов на основе АРКО и было создано АСВ, которое постепенно стало как ликвидатором, так и санатором банков.
По информации из источников, принимающих участие в процедуре bail-in банка «Пересвет», Центробанк и Госдума спешат с принятием нового закона о фонде консолидации оттого, что в одном из крупных коммерческих банков проблемы достигли такого масштаба, что не замечать их становится уже просто неприлично.