Одно из крупнейших предприятий региона за период банкротства почти втрое увеличило объем производства, но по-прежнему генерирует чистый убыток.
15 апреля исполняется два года с того момента, как ОАО «Ивановский бройлер» был объявлен банкротом; 10 апреля 2017 года процедура банкротства (конкурсное производство) была продлена еще на полгода.
За период банкротства, как это ни странно, предприятие не только не прекратило производственную деятельность и не приступило к распродаже имущества, наоборот, объемы производства выросли почти в три раза! При этом, несмотря на мораторий по уплате долгов, «Ивановский бройлер» по-прежнему убыточен.
В самый тяжелый для «Бройлера» 2014 год выручка птицефабрики составила всего 590 млн рублей, чистый убыток – 244 млн рублей.
В первый же год конкурсного производства, произошло стремительное наращивание объемов выпуска продукции, что, в основном, было обусловлено изменившейся экономической конъюнктурой, курсовыми колебаниями валют, санкциями и так далее.
Выручка за 2015 год составила 1,36 млрд рублей, вернувшись к уровням 2011–2013 годов. Однако прибыли по-прежнему не было: чистый убыток 37 млн рублей.
По данным бухгалтерской отчетности, за 2016 год выручка «Ивановского бройлера» составила уже 1,627 млрд рублей. И опять чистый убыток – 20 млн рублей.
Ситуация на «Бройлере» странная, если не сказать хуже. Судя по всему, лица, контролирующие процедуру банкротства, на основании убытков 2013–2014 годов, сделали вывод о возможности легального вывода активов предприятия через банкротство.
К тому же, это было объективно выгодно губернатору Конькову, так как именно его подписи стоят на документах о странном выделении в 2011 году «Ивановскому бройлеру» 750 млн рублей из областного бюджета через Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. В то время Коньков работал первым замом председателя регионального правительства, курировал экономику.
Деньги растворились. Объясняться (если придется) за это очень сложно, так как надо будет рассказывать и про интерес тогдашнего губернатора Михаила Меня и то, что это была его идея. А банкротство – оно спишет всё.
Но вдруг «Ивановский бройлер» воскрес. И вот уже два года демонстрирует рост производства. В таких условиях ликвидировать предприятие и распродавать его имущество довольно сложно. Но где же в таком случае прибыль?
По данным Федеральной налоговой службы, примерно 70 процентов выручки «Ивановского бройлера» – это платежи за поставку комбикорма ООО «Горинская птица». То есть большая часть денег «Бройлера» уходит в «Горинскую птицу». И, судя по всему, вместе с платежами за комбикорм утекает и вся прибыль.
Управляет «Горинской птицей» известный ивановский бизнесмен Евгений Марков. Он же и соучредитель. Самый крупный соучредитель фирмы – ООО «Витаро».
Компанию «Витаро» создал Василий Гущин. Изначально учредителем была Елена Феоктистова, ныне Куликова – жена первого заместителя председателя правительства Ивановской области Дмитрия Куликова.
Насколько известно, ситуацию с банкротством «Ивановского бройлера» контролировал Василий Гущин. Бухгалтер Куликов изучал документы, а его старший партнер Гущин разработал всю схему.
Гущин сейчас в бегах, Куликов под следствием, ситуация плохо контролируется. Покинуть Иваново Гущина вынудило уголовное дело в отношении Куликова. Пресловутый «Туарег», который в том числе вменяют Куликову, это, судя по всему, проделки Василия Евгеньевича. Когда запахло жареным, тот предпочел оставить своего друга.
Еще в конце декабря прошлого года Уполномоченный при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов за своей личной подписью направил ивановскому губернатору Конькову запрос (имеется в распоряжении редакции) по ситуации на «Ивановском бройлере». Среди прочего Титов просил разъяснить, имеет ли место генерирование убытков и «признаки вывода средств с помощью декларирования фиктивных расходов».
Ответ, насколько известно, был получен Титовым спустя более чем два месяца, что само по себе ввергло в прострацию и самого уполномоченного, и его аппарат. В самом же ответе сообщалось, что реализуется некий антикризисный план восстановления деятельности ОАО «Ивановский бройлер».
Разумеется, никакого антикризисного плана по восстановлению деятельности нет, и его не может быть в процедуре конкурсного производства, поскольку оно предполагает ликвидацию предприятия.
На сегодняшний день, как это ни было сложно, но контролирующим «Ивановский бройлер» лицам удалось сохранить деятельность предприятия убыточной. А значит, сохраняются возможности для реализации схемы по выводу активов в стороннюю организацию и списанию долга в 750 млн рублей, которые, по сути, висят на губернаторе Конькове.
Еще один небольшой штрих. За период конкурсного производства вознаграждение управляющего составило 830 тыс. рублей, расходы на юридические услуги 9,35 млн рублей. Юридическое сопровождение осуществляет фирма «Консалт». Таким образом, в деле с банкротством «Ивановского бройлера» в принципе всем хорошо, за исключением бюджета.