Как совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин пытается переложить на рядовых сотрудников ответственность за свои ошибки

Как совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин пытается переложить на рядовых сотрудников ответственность за свои ошибкиРоссию накрывает волна уличных протестов. Митингуют оппозиционеры, дальнобойщики, валютные ипотечники и обманутые вкладчики. Не исключено, что скоро их ряды пополнит персонал крупных компаний. Первыми на улицу могут выйти сотрудники одного из ведущих в России магазинов онлайн-торговли – «Юлмарт».

Совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин пригрозил Сбербанку десятитысячным митингом. По словам бизнесмена, он не может гарантировать, что его работники не устроят массовые выступления перед главным офисом крупнейшего кредитного учреждения страны, если тот не пойдет навстречу ритейлеру в деле урегулирования задолженности. Дмитрий Костыгин надеется уладить конфликт с кредитором до майских праздников, в противном случае сделка с потенциальными инвесторами «Юлмарта» окажется под угрозой.

Сбербанк занимает жесткую позицию и не исключает, что добьется банкротства должника. Вероятно, что в этом случае многие сотрудники «Юлмарта» окажутся под угрозой увольнения. Тогда их протестные действия могут развиваться вовсе не по сценарию акционеров, а по принципу «чума на оба ваших дома». Вряд ли выброшенные на улицу люди обойдут своим вниманием руководителей, погрузивших успешную компанию в долговую яму, и никто из них хотя бы в теории не захочет организовать митинг на второй родине своего бывшего босса в государстве Сент-Китс и Невис (Дмитрий Костыгин — гражданин этой экзотической страны).

Падение с вершины

До недавнего времени «Юлмарт» был лидером отечественной онлайн-торговли непродовольственными товарами и цифровым контентом. В 2009-2015 годах оборот компании вырос почти в 20 раз (с 3,3 млрд руб до 62,7 млрд руб). Ритейлер стремительно расширял бизнес, и заемные средства играли в этом важную роль. В марте 2016 года Сбербанк открыл «Юлмарту» возобновляемую кредитную линию на 1 млрд рублей на срок до сентября 2017 года. Но вскоре выяснилось, что из-за конфликта между акционерами «Юлмарт» не может обслуживать долговую нагрузку. Сбербанк обратился в суд с требованием вернуть деньги досрочно.

Противостояние между совладельцами «Юлмарта» Дмитрием Костыгиным и Августом Мейером с одной стороны (совместно они контролируют 61,5% компании), и Михаилом Васинкевичем (38,5%) – с другой, продолжалось весь минувший год. Партнеры спорили о том, как им следует развивать и финансировать бизнес. Дмитрий Костыгин, будучи председателем совета директоров, хотел продолжить агрессивное расширение компании за счет накачивания ее деньгами. Михаил Васинкевич, напротив, предлагал сосредоточиться на повышении эффективности ритейлера с тем, чтобы дело не требовало постоянных вложений и стало рентабельным.

Конфликт не мог не сказаться на показателях компании. По-сути, «Юлмарт» сам сбросил себя с вершины. По итогам 2016 года он потерял лидерство на российском рынке, уступив место компании Wildberries. Агентство Data Insight сообщает, что продажи «Юлмарта» составили 38,8 млрд руб против 45,6 млрд руб у Wildberries. Уместно предположить, что это обстоятельство сыграло не последнюю роль в появлении у ритейлера просроченной задолженности. А уж о том, что Сбербанк беспощадно банкротит проблемных заемщиков, особенно когда у них есть хорошие активы, Дмитрий Костыгин не мог не знать.

Недавно акционеры объявили о готовности пойти на мировую, они намерены сделать это до конца апреля. Суть сделки в том, что головная компания Ulmart Holdings Limited выкупит долю Михаила Васинкевича и продаст акции иностранным инвесторам, которые согласны на докапитализацию. По словам Дмитрия Костыгина, у ритейлера уже есть договоренности с двумя потенциальными акционерами, но те озвучили встречное условие: они войдут в «Юлмарт», если у того будет хотя бы рамочное соглашение с кредитором по поводу реструктуризации долга.

Сбербанк словам не верит

В Сбербанке, в свою очередь, не видят готовности должника к реструктуризации. Кредитор имеет право заявить в суд о банкротстве «Юлмарта», но будет ли это право использовано, зависит от положения дел в компании.

Дмитрий Костыгин называет действия кредитора «юридическим сюрреализмом», а представляющий интересы «Юлмарта» адвокат Валерий Зинченко призвал банк «действовать в защиту бизнеса, своими силами выходящего из непростого положения, а не пытаться еще больше дестабилизировать ситуацию».

В свою очередь вице-президент Сбербанка Максим Дегтярев не считает, что на должника оказывается давление. По его словам, банк совершает лишь стандартные действия по защите своих интересов. Он отметил, что сообщения СМИ об улаживании корпоративного конфликта между акционерами «Юлмарта» не являются поводом для прекращения таких действий.

Дегтярев заявляет, что банк по-прежнему открыт для переговоров, но «пока шаги для ликвидации «Юлмарта» делает сам акционер». Якобы Дмитрий Костыгин уже несколько раз отказывался от предложенных условий реструктуризации. Какими были эти условия, банкир не уточняет. Но в Сбербанке точно знают, что совладельцу «Юлмарта» есть чем платить – в 2016 году Forbes оценивал его состояние в 700 млн долларов. А раз так, кредитор будет требовать погашения долга, чего бы ему это ни стоило, и Костыгину придется выбирать: удариться в бега или расстаться с частью капитала.

– Мы понимаем, господину Костыгину очень хочется, чтобы ему верили на слово, что в компании все нормализуется, и не принимали никаких мер по защите интересов банка на случай, если все же он окажется не прав. Но так не бывает. Его же текущие действия и заявления похожи на шантаж с требованием списать часть долга, – говорит Максим Дегтярев.

Кстати, в январе 2017 года «Юлмарт» пытался оспорить кредитный договор, подав встречный иск к Сбербанку. Комментируя это, представители кредитора отмечают, что договор был одобрен протоколом совета директоров «Юлмарта», документ подписан лично Костыгиным. Кредитные деньги поступили в компанию в полном объеме.

Зачем Костыгину митинг?

Проблемы с обслуживанием долгов сегодня испытывают многие российские компании. До этого момента никто из них не пытался публично припугнуть кредитора массовыми протестами. Можно предположить, что Дмитрий Костыгин вдохновился примером украинских олигархов — в соседней стране стала нормой ситуация, когда собственники предприятий используют работников для давления на оппонентов через митинги. Но, скорее всего, радикальный настрой одного из ключевых собственников «Юлмарта» имеет другую природу.

Десятитысячный митинг перед главным офисом Сбербанка создаст хорошую картинку для западной прессы. Ведь не исключено, что в случае банкротства «Юлмарта» по инициативе Сбербанка Дмитрий Костыгин и Август Мейер захотят повторить опыт бывших собственников ОАО «Павловскгранит» – супругов Сергея Пойманова и Ирины Подгорной, которые в американском суде обвинили Сбербанк и его руководителя Германа Грефа в рейдерском захвате предприятия.

Если митинг работников «Юлмарта» все же состоится, то, вероятно, это будет первый подобный опыт в России. В случае успеха протестной акции в будущем такую тактику смогут использовать и другие погрязшие в долгах бизнесмены. Здесь следует помнить, что массовые протестные действия редко идут по сценарию, который запланировали организаторы, и могут привести к непредсказуемым последствиям. Тем более, что при обострении конфликта с банком работники «Юлмарта», по сути, окажутся между «молотом и наковальней».

Справка

Костыгин Дмитрий Валентинович

Бизнесмен, совладелец компаний «Юлмарт», «Улыбка Радуги», «Роз Тех», «Рив Гош».

По итогам 2016 года занял 121-е место в рейтинге двухсот богатейших предпринимателей России. По версии Forbes, капитал Дмитрия Костыгина оценивается в $700 млн.

Родился в г. Арзамас Горьковской области в 1972 году. Родители – представители технической интеллигенции. Поступил в Военно-медицинскую академию, но затем изменил свой выбор и окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.

Заниматься бизнесом начал в студенческие годы. В начале 90-х торговал всякой всячиной: джинсами, кроссовками, поясами для похудения.

В 2003-2005 годах был генеральным директором Ярославского шинного завода.

Известность в деловом сообществе Дмитрий Костыгин получил в 2009 году, по итогам противостояния между акционерами торговой сети «Лента». Костыгин владел примерно 1% акций этой компании, но оказал значимое содействие своему партнеру – американцу Августу Мейеру (42,41%). В 2011 году бизнесмены удачно продали свои акции инвестфондам и принялись скупать розничные активы, основная роль в поиске которых принадлежала Дмитрию Костыгину.

В 2015 году Дмитрий Костыгин и Август Мейер создали собственный розничный проект – продуктовую сеть «Оптоклуб Ряды», а также оптово-розничный парк «Мезоджи».

Имеет гражданство Федерации Сент-Китс и Невис. Отец четверых детей.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика