Министерство финансов разработало механизм помощи гражданам, оказавшимся не в состоянии платить по кредитным счетам.
Правда, вместо ожидаемой процедуры банкротства физических лиц предложено внедрить механизм восстановления платежеспособности граждан. В концепции проекта Закона «О восстановлении платежеспособности граждан Республики Казахстан» поясняется, почему был выбран именно такой механизм, а не давно обсуждаемый институт банкротства физлиц. Так, по логике разработчиков, собственно термин «банкротство» вызывает «стойкие ассоциации с полным крахом субъекта и его фактической ликвидацией, поскольку в Казахстане он долгое время применялся только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся в долговой яме.
«Применение понятия «банкротство» по отношению к физическому лицу влечет риск возникновения неблагоприятных последствий, как в социальном, так и экономическом плане: гражданин, желающий урегулировать свои нарастающие долги и ослабить долговую нагрузку, не должен сталкиваться с проблемой негативного отношения общества к его социальному статусу, как банкроту. Также в целом существует неверное восприятие обществом понятия «банкротства», как одного из способов полного и безоговорочного списания всех имеющихся долгов, что может вызвать желание прекратить выполнять финансовые обязательства в надежде использовать якобы законодательно установленную возможность легкого избавления от долгов любой природы. Тогда как система банкротства физических лиц будет выстроена на основе механизмов предотвращения использования процесса восстановления платежеспособности недобросовестными должниками и предоставит гражданину возможность именно заработать «новый старт», a не получить его без какого-либо вклада или усилий», — говорится в концепции.
«Новый старт» человек, оставшийся без доходов и с долгами, будет зарабатывать не в одиночку. Как пояснила abctv.kz главный эксперт управления по работе с задолженностью комитета государственных доходов министерства финансов Меруерт Сисимбаева, для восстановления платежеспособности гражданина предусмотрен целый комплекс мер. Начинается все с заявления, которое необходимо подать в уполномоченный орган. Там заявление рассматривается, проверяется соответствие требованиям (человек не должен быть индивидуальным предпринимателем, в его отношении не должно быть открытых уголовных дел, человек не должен иметь непогашенные судимости по таким статьям Уголовного кодекса, как «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества», «Мошенничество», «Лжепредпринимательство», «Преднамеренное банкротство» и так далее), после чего, если кандидатура одобрена, назначается финансовый администратор и начинается разработка плана.
План восстановления платежеспособности может включать любые организационные, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника. Максимальный срок реализации плана — пять лет.
При этом законодательно закрепляется положение о том, что «план должен предусматривать механизм, наносящий наименьший ущерб кредитору и одновременно достаточный для восстановления платежеспособности должника», график погашения кредиторской задолженности и график выплат административных расходов.
Также законодательно предложено закрепить очередность погашения долгов. Вне очереди покрываются административные расходы. Далее по убывающей: требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, и по уплате алиментов; требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества банкрота, оформленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан; задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет; расчеты c другими кредиторами по гражданско-правовым обязательствам; требования кредиторов по взысканию неустойки (штрафов, пени).
Законопроектом предусмотрено, что план восстановления платежеспособности должен предусматривать один из таких инструментов, как списание штрафов, пени, неустойки; прощение долга или части его; снижение процентной ставки вознаграждения за пользование займом; уменьшение размера регулярных текущих выплат c одновременным увеличением общего срока пользования займом; соглашение о том, что платежи, производимые должником, вначале направляются на оплату суммы основного долга, затем на погашение неуплаченных процентов.
Помимо этого, восстанавливать платежеспособность предлагается такими мерами: продажа части имущества (активов); сдача имущества в аренду; взыскание дебиторской задолженности; обмен жилья на жилье с меньшей площадью; трудоустройство должника.
По словам госпожи Сисимбаевой, будут учитываться все возможные доходы человека. Но при этом график погашения задолженности будет составляться с учетом потребностей и самого гражданина: ему будут оставлять прожиточный минимум, необходимый для него и находящихся на его иждивении членов семьи. Принципиальный момент — единственное жилье должника «с молотка» не уйдет.
«Законопроект предусматривает, что если это единственное жилье и если оно не превышает нормативов (18 квадратных метров на одного проживающего), то оно в имущественную массу не входит. Оно остается у физического лица», — подчеркнула представитель Минфина.
Возможно также и списание оставшейся задолженности и ряд других мер, но эти решения будут приниматься в судебном порядке. Исключения, правда, есть: предусматривается, что не могут быть списаны такие долги, как уплата алиментов лицам, имеющим право на их получение согласно законодательству Республики Казахстан; и возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью человека.
Сейчас законопроект о восстановлении платежеспособности граждан РК и сопутствующий ему пакет поправок в действующее законодательство представлены на общественное обсуждение. Планируется, что до конца года они будут внесены на рассмотрение парламента.
Ирина Севостьянова