«Золотые парашюты» тянут ставропольский аэропорт к банкротству

ставропольский аэропорт банкротствоНа сегодняшний день международный аэропорт Ставрополя находится в затянувшемся кризисе. Все усугубляется тем, как передает корреспондент «ФедералПресс», что предприятие является государственно-частным: 51% акций принадлежит краю, остальные — частному инвестору. Депутаты думы Ставрополья совершили выездное совещание в аэропорт, на котором увидели взлетную полосу в плачевном состоянии, и услышали про долги. Подробности – в материале экспертного канала.

Огромные долги

В ходе выездного совещания оказалось, что у аэропорта накоплены многомилионные долги, сейчас по ним идут судебные разбирательства. Несмотря на значительные вложения средств из бюджета, материальная база предприятия устарела, а цены на билеты гораздо выше, чем в ближайших воздушных гаванях. Депутаты видят причину кризиса в несогласованности действий инвесторов и руководства аэропорта. Однако ситуация не безнадежна: следующее заседание намерены провести с представителями инвесторов для совместной выработки антикризисного плана для аэропорта.

Однако увольнявшиеся отсюда управленцы не уходили без «золотых парашютов». Основной причиной такого плачевного состояния депутаты признали отсутствие согласованности в решениях инвесторов и руководства аэропорта, из-за чего возникли проблемы в управлении.

Кредиторская задолженность аэропорта «Ставрополь» может привести к банкротству предприятия, заявил на совещании замминистра дорожного хозяйства и строительства Дмитрий Евтушенко. «Считаем, что финансовые вопросы, которые сегодня существуют на предприятии, немножко плачевны. Боюсь, что если дальше такая ситуация будет продолжаться, то предприятию это несомненно грозит банкротством», — заявил замминистра.

Перспектива банкротства, по словам Евтушенко, связана с кредиторской задолженностью, сумма которой так и не была озвучена на совещании. Как пишет портал newstracker, гендиректор аэропорта Николай Апальков отказался говорить в присутствии журналистов о размере долга. Он отметил только, что аэропорт работает в ноль и прибыли не получает, при этом ежемесячно выплачивает по 2 миллиона рублей неизвестным акционерам из ООО «Авиасервис».

Мнение об угрозе банкротства поддержал и парламентарий Валерий Назаренко. «Мягко говоря, предприятие должно денег, и если сейчас его обяжут выплачивать эти деньги, то у него просто не хватит денежной массы, чтобы выполнять те работы, которые сегодня здесь необходимы. Поэтому, если один из собственников начнет отзывать свои инвестиции (что сегодня и происходит), то, на мой взгляд, этому предприятию в скором будущем грозит крах», — пояснил Назаренко. При этом, главный бухгалтер аэропорта Фаиза Дмитриева заверила, что расчеты с кредиторами проводятся в плановом режиме и не могут привести к банкротству предприятия.

Цены растут, планы – тоже

Объем перевозки грузов в аэропорту Ставрополя за последние 2 года снизился на 15% — до 1081 тонны в 2016 году, следует из материалов парламента Ставропольского края. Частота вылета самолетов сократилась за тот же период на 11%, за последний год из аэропорта «Ставрополь» вылетели почти 2,5 тысячи авиасудов.
 Одновременно на 15% вырос коэффициент занятости кресел, который рассчитывается как отношение предельного объема возможных пассажирских перевозок к количеству реально перевезенных пассажиров. В 2016 году, по данным аэропорта, этот показатель достиг отметки 0,81. В целом пассажиропоток с 2014 года снизился на 4,4%, общее число пассажиров в 2016 году составило 328,2 тысячи человек.

Но есть и хорошие новости о расширении географии полетов. Так, в настоящее время воздушные суда осуществляют рейсы из Ставрополя в Москву и Стамбул. Однако, по словам Апалькова, в ближайшее время планируется запуск новых рейсов. Руководитель аэровокзала сообщил, что к существующим рейсам добавится ряд вылетов в Грецию (Салоники), Армению (Ереван), а также в Симферополь и Санкт-Петербург.

Кстати, в состав совета директоров АО «Международный аэропорт Ставрополь» на собрании акционеров в конце декабря прошлого года были избраны трое зампредов правительства, сообщил генеральный директор аэропорта Николай Апальков. Членами совета директоров стали зампреды Роман Петрашов, Юрий Скворцов и Андрей Мурга.

Туман вокруг взлетной полосы

Тем временем туманная ситуация вокруг аэропорта «Ставрополь» и его неизвестного инвестора не стала яснее. Ставропольский аэропорт никогда не был крупным авиационным центром. В последние десятилетия с ним работало всего несколько авиакомпаний, и здание аэровокзала чаще всего можно было увидеть пустым. В аэропорт даже не ходил общественный транспорт, несмотря на его близкое расположение к краевому центру. Четыре года назад региональное министерство промышленности, энергетики и транспорта заявило, что переломный момент в авиасообщении со Ставрополем настал, и буквально в ближайшие месяцы аэропорт наконец-таки расширит географию полетов. Так, в министерстве утверждали, что уже начаты переговоры о сотрудничестве более чем с десятью авиаперевозчиками. Уже с 2012 года планировалось открытие новых рейсов, не только внутренних, но и международных. Якобы из Ставрополя можно будет летать как в Европу, так и в Азию. У ставропольчан наконец появилась возможность добираться в аэропорт на общественном транспорте: сейчас из Ставрополя туда регулярно ходит маршрутка № 120.

Тем не менее для возвращения к прежней насыщенной жизни (а еще в начале девяностых из краевого центра можно было напрямую попасть в 26 городов) воздушные ворота Ставрополя нуждались в серьезной модернизации. Заявлялось, что у аэропорта появился потенциальный инвестор, а также «параллельно ведутся переговоры с несколькими десятками авиакомпаний – как российскими, так и зарубежными». «Тем не менее мы уже сейчас стараемся зацепить и полеты по маршрутам Европа – Азия, многие из которых вполне логично могут проходить через Ставрополь. Востребованными в регионе будут и регулярные полеты в крупные города Европы, а также в привычные места отдыха россиян – Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Востока», – подчеркивали в 2011 году в минпроме. Действительно, над Ставрополем есть коридор, в котором летят самолеты из Европы в Индию и Юго-Восточную Азию. Но делать посадку в небольшом аэропорту просто нерентабельно, да и не имеет практического смысла.

Кому продали?

За последние годы ситуация вокруг аэропорта изменилась, но не кардинально: был обновлен фасад здания, выполнено его остекление, реконструирована лестница для международного прилета, обновлен зал ожидания и появился новый зал вылета. Кроме того, обустроили привокзальную площадь, а накопитель расширили со 130 до 200 мест, поменяли бордюры и разбили клумбы. Это был первый этап реконструкции воздушной гавани. На его реализацию было потрачено более 100 млн рублей. На следующем этапе планируется сменить покрытие взлетно-посадочной полосы и удлинить ее на 400 метров – до трех километров. Но денег в стране стало меньше, и полосу, которая находится в плачевном ситуации, и вся в «заплатках» «заморозили».

Во время губернаторства Валерия Зеренкова 49 % акций ОАО «Международный аэропорт Ставрополя» были проданы частной структуре всего за 21 млн рублей. Представители депутатского корпуса еще тогда выражали обеспокоенность ситуацией и заявляли об опасности потери государственного контроля над воздушными воротами краевого центра. Краевые депутаты отмечают, что аэропорт находится в краевой собственности, однако с помощью ряда финансовых схем доля государства в нем значительно сократилась, и реальна угроза того, что в дальнейшем аэропорт может уйти из под контроля правительства края. Краевые СМИ, проводившие расследование вокруг покупки аэровокзала, заявляют, что он принадлежит людям, близким к экс-губернатору Ставрополья.

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика