По старой доброй традиции, непосредственно перед новогодними праздниками, Президентом был подписан Федеральный Закон № 488-ФЗ от 28.12.2016 года. Этот закон в очередной раз серьезно изменил правила игры, и эти изменения могут сильно пошатнуть нервную систему так называемых «контролирующих лиц» — руководителя и учредителей (участников) компаний.
Немного истории
За время своего относительно недолгого существования в современной Российской Федерации законодательство о банкротстве много раз склонялось то в пользу кредиторов, то в пользу должников.
В 1992 году был принят первый закон о банкротстве. Поскольку на тот момент опыт ведения бизнеса был не велик, а для развития предпринимательской деятельности требовались комфортные условия, закон сделали максимально «продолжниковским», слабо защищающим интересы кредиторов.
Второй закон о банкротстве приняли в 1998 году. И сделали его откровенно «прокредиторским», интересы должника там почти не учитывались. К примеру, на рассмотрение заявления о банкротстве выделялось 10 дней, руководство предприятия практически сразу лишалось полномочий. В результате — в тот период банкротство стало важнейшим инструментом рейдера.
Действующий сейчас закон был принят в 2002 году. В этом законе законодатели попытались учесть ошибки предыдущих, соблюсти баланс интересов должников и кредиторов. И пытаются сделать это по сей день – за время существования Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» было принято около восьмидесяти (!) законов, вносящих в него поправки.
Вот только баланс интересов должников и кредиторов смещается в сильной зависимости от экономической ситуации. В последние несколько лет — активно в пользу кредиторов. Более того, в основном, в пользу одного кредитора – ФНС. Достаточно вспомнить некоторые поправки, внесенные в 2015 — 2016 годах, в соответствии с которыми:
- должник при подаче заявления на «самобанкротство» потерял право выбирать арбитражного управляющего;
- введена презумпция вины руководителя (что приводит к субсидиарной ответственности) в случае, если больше 50% требований в реестре кредиторов у ФНС;
- для некоторых требований (по сути, опять в основном для ФНС) срок включения в реестр кредиторов увеличен с двух до восьми месяцев.
И вот, буквально перед новогодними праздниками Президент подписал Федеральный Закон № 488-ФЗ от 28.12.2016 года.
Что же изменилось?
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности без банкротства, после исключения компании из ЕГРЮЛ.
До поправок судебная практика (за редким исключением) говорила о том, что субсидиарная ответственность без банкротства не возможна. Теперь в Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» внесены положения, позволяющие привлекать директора и участников к субсидиарной ответственности после исключения общества из ЕГРЮЛ, если неоплата долгов обусловлена недобросовестностью или неразумностью вышеуказанных лиц.
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности, если банкротство невозможно из-за отсутствия денег на это банкротство.
Раньше подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц можно было только в ходе конкурсного производства. Поправки позволят делать это в тех случаях, когда заявление о банкротстве было возвращено или процедура банкротства была прекращена вследствие отсутствия средств на финансирование банкротства.
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности в течение трех лет после завершения конкурсного производства.
Закон о банкротстве говорил, что долги, не погашенные в процедурах банкротства, после завершения процедур считаются погашенными. Кроме того, существовавшие нормы не позволяли кредиторам подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.
Новые нормы позволяют подавать заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в течение трех лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если кредитор узнал о наличии соответствующего оснований после завершения конкурсного производства.
Как быть?
Конечно, хотелось бы дать универсальный совет – не нарушать законодательство и не причинять убытков кредиторам. Но в существующих реалиях это не всегда возможно.
На мой взгляд, для успешного избавления от обремененного долгами юридического лица без негативных последствий необходимо соблюдение ряда условий:
- Грамотное управление налоговыми обязательствами. Наверное, пора перестать уже бросать сотни миллионов на ООО «Ромашка» за товарно-материальные ценности, которых никто в глаза не видел.
- Продуманные «предбанкротные» мероприятия. Предприниматели должны понимать, что те времена, когда можно было оформить продажу активов на ООО с похожим названием и таким же юрадресом, перевести туда же сотрудников и контракты, а потом бросить проблемное предприятие – безвозвратно прошли. Опять же, вспоминаем про ноябрьские изменения в Налоговый Кодекс.
- Квалифицированное (грамотное, профессиональное, не шаблонное) проведение процедур банкротства. Моя точка зрения сильно расходится с позицией некоторых коллег, которые заявляют о том, что теперь на директора обязательно повесят налоговые долги компании. Но минимизация рисков руководителя и учредителей становится все более сложным и творческим, нешаблонным занятием.