Алкогольный холдинг Рустама Тарико — Roust — подал в суд ходатайство о банкротстве. Roust пытается реструктурировать долг на сумму более $1 млрд. Ситуация с банкротством может негативно сказаться на планах Roust провести IPO в ближайшие два года.
«На развитие компании повлияли макроэкономические условия, которые ей неподконтрольны. Компания столкнулась с дефицитом ликвидности и высокими процентными ставками», — отметил глава Roust Гранд Уинтертон, слова которого приводятся в материалах компании. В частности, на бизнес компании повлияли конкуренция с черным рынком, девальвация валют в нескольких странах, сокращение возможностей по привлечению финансирования в России и ситуация на Украине.
Roust планирует реструктуризацию CLN (кредитных нот) на $488 млн, конвертируемых бондов на $279 млн, банковских кредитов на $160,4 млн и займов, выданных «дочками», на $216 млн.
По словам Уинтертона, компания уже договорилась о реструктуризации долга с держателями 90% CLN и почти двух третей конвертируемых облигаций.
Против предложенного плана реструктуризации выступил адвокат Уильям Харрингтон, отметив «беспрецедентную скорость» предложенной программы, но суд не принял его возражения. По мнению судьи Роберта Дрейна, все держатели бондов Roust — квалифицированные инвесторы, способные разобраться в деталях программы реструктуризации.
Согласно одобренному судьей Дрейном плану, держатели старших обеспеченных нот получат новые облигации на сумму $385 млн, денежную выплату в размере $20 млн и право на участие в выкупе допэмиссии акций реорганизованной компании на $55 млн.
Долги Roust
Задолженность по облигациям у Тарико появилась после поглощения польского производителя и дистрибьютора алкоголя Central European Distribution Corporation (CEDC). В апреле 2013 года CEDC подала заявление о банкротстве, ее долг перед держателями облигаций составлял $1,3 млрд.
Тогда американский суд утвердил предложенный Тарико план по реорганизации CEDC, в результате которого долг был уменьшен вдвое, а Roust Trading получила 100% CEDC. Держатели бумаг получили $172 млн наличными, остальная сумма долга обеспечивалась кредитными нотами с погашением в 2016 и 2018 годах.
В ноябре 2016 года Roust объявила, что согласовала с большинством держателей облигаций план по реструктуризации долга. План предусматривал увеличение капитализации компании более чем на $500 млн. Сделка позволит уменьшить существующий долг Roust приблизительно на $462 млн, а также привлечь дополнительный акционерный капитал в размере $55 млн. В рамках сделки ООО «Русский Стандарт Водка» также становилось частью корпорации Roust. Кроме того, Рустам Тарико планировал в ближайшие два года вывести Roust на IPO. Задолженность Roust на 30 июня 2016 года составляла $1 млрд, в том числе задолженность по облигациям составляла более $747 млн.
Банкротство не привлекает инвесторов
Компания Roust (бренды «Русский стандарт», «Зеленая марка», «Парламент», «Талка» и Zubrоwka) — второй по объемам производитель водки в мире после Diageo, а также крупнейший производитель и дистрибьютор спиртных напитков в Центральной и Восточной Европе и России. Также Roust является крупнейшим экспортером водки из России, в III квартале 2016 года экспортные поставки выросли на 16% — до 850,9 тыс. литров коробов.
В 2013 году корпорация Roust уже проводила реструктуризацию долга CEDC по главе 11 Кодекса США о банкротстве. Глава 11 предусматривает введение моратория на требования кредиторов, когда в течение какого-то длительного периода времени не начисляются проценты по задолженности и требования кредиторов не удовлетворяются, поясняет партнер международной юридической фирмы Dentons Артем Жаворонков. Мораторий может длиться в течение нескольких лет в зависимости от сложности банкротства.
«Это стандартная статья, которая защищает проблемные компании от требований кредиторов. Совершенно стандартная практика. Дональд Трамп, насколько я знаю, четыре раза обращался к статье 11 (для защиты. — RNS) своих компаний», — добавил он.
Схема с банкротством может негативно сказаться на планах холдинга выйти на IPО после объединения «Руст» и ООО «Русский Стандарт Водка». Для инвесторов ситуация с банкротством — очень негативный сигнал, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Ситуация банкротств совершенно очевидным образом негативно влияет на восприятие потенциальными инвесторами перспектив такой бизнес-модели, которая показала свою уязвимость и не справилась с обслуживанием долга», — подчеркнула она.