Что стоит за приватизацией и банкротством оператора белгородского аэропорта?

Воздушные ворота Белогорья

Вокруг АО «Воздушные ворота Белогорья» (управляющая компания аэропорта Белгорода) и самого аэропорта в медийном пространстве сложилась довольно неоднозначная ситуация. С одной стороны, региональное правительство привлекло частные структуры, ссылаясь на то, что воздушной гавани нужно дальнейшее развитие, и пытается продать оставшуюся долю акций, с другой – арбитражный суд запустил процедуру банкротства этой же компании. По мнению некоторых экспертов, это во многом – перераспределение активов и на работе самого аэропорта оно не отразится, хотя и выгода регионального бюджета от него сомнительна.

В начале ноября белгородские власти во второй раз не смогли продать пакет акций (46,65%) АО «Воздушные ворота Белогорья» за 449,9 млн рублей. Торги признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. На третьих торгах, которые запланированы на начало января, правительство региона упорно не снижает цену на свой пакет акций.

По мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» в Белгороде Сергея Кравцова, во многом это связанно с тем, что стартовая цена пакета акций была завышена. Он пояснил, что оценка бизнеса аэропорта при сделках купли-продажи, как правило, производится исходя из пассажиропотока. Все покупаемые в последние годы аэропорты в России оцениваются примерно в 2,8 тыс. рублей за каждого пассажира при невысоком уровне долга.

По данным Росавиации, в 2014 году через международный аэропорт Белгород прошло 396,8 тыс. пассажиров, в 2015 году их было 416,8 тыс. человек, а в первом полугодии 2016 года количество пассажиров снизилось (в сравнении с тем же периодом 2015) на 20,2% и составило 145,8 тыс. человек. Это около 0,21% от общего числа пассажирских перевозок России.

«Исходя из этих цифр, весь белгородский аэропорт можно оценить в 0,8-1,2 млрд рублей. Соответственно, доля области по максимуму может стоить в пределах от 400 до 550 млн рублей, что гораздо ниже стартовых 650 млн рублей. А ведь речь идет даже не о контрольном пакете. Миноритарный пакет обычно оценивают дешевле», – рассказал господин Кравцов.

Напомним, что в январе 2015 года контрольный пакет акций (51%) был собран компаниями, аффилированными с ГК «Агро-Белогорье» Владимира Зотова, а недостающий пакет в 23% был выкуплен ими на аукционе всего за 128 млн рублей, т. е. практически по номиналу. Выходит, что теперь область запрашивает за свой пакет сумму в два с лишним раза больше.

По словам господина Кравцова, установленную цену можно считать завышенной еще и из-за немалой задолженности оператора аэропорта. Напомним, что в октябре арбитражный суд Белгородской области признал АО «Воздушные ворота Белогорья» банкротом и ввел процедуру конкурсного производства. Общая сумма претензий к компании составляет 2,032 млрд рублей. По итогам 2015 года компания отчиталась о чистом убытке в размере 56,355 млн рублей. Еще 343,097 млн рублей убытка получило по итогам прошлого года принадлежащее «Воздушным воротам Белогорья» хронически убыточное АО «Белгородское авиапредприятие». Аналитик подметил, что «Белгородавиа» по последнему отчету имеет отрицательную величину капитала и долгосрочные долги на 677,789 млн рублей при годовой выручке не более 300 млн рублей.

«Выставляя на продажу втридорога пакет акций оператора аэропорта, администрация области, скорее всего, и не рассчитывала ничего продать. Это больше напоминает формальное соблюдение положенной процедуры, а стоимость пакета акций обанкроченного предприятия из имущества предприятия придется в итоге просто списать», – считает Сергей Кравцов.

По мнению господина Кравцова, основной собственник мог не только погасить долг перед истцом в 2,2 млн рублей, из-за которого было открыто конкурсное производство, но и выкупить пакет акций области.

«2,2 млн рублей – сумма в балансе операторов аэропорта небольшая. А в масштабах всего холдинга (аффилированной с аэропортом ГК «Агро-Белогорье» – прим. ред.) и вовсе смешная. В 2015 году ГК «Агро-Белогорье» получило 8,25 млрд рублей чистой прибыли, причем только доходы от участия в других организациях составили 6,44 млрд рублей», – отметил собеседник агентства.

В настоящее время по делу о банкротстве «Воздушных ворот Белогорья» конкурсный управляющий продолжает формировать реестр требований кредиторов.

Любопытная ситуация сложилась и с реестром кредиторов. После введения процедуры наблюдения в отношении «Воздушных ворот Белогорья» владеющая 27,67% акций компания «Каскад» (по данным системы «СПАРК-Интерфакс») предъявила требования на сумму 1,998 млрд рублей. Сергей Кравцов предположил, что эта сумма долга была выкуплена у «Сбербанка» – исходя из того, что в годовом отчете оператора аэропорта значился сопоставимый по величине долгосрочный кредит «Сбербанка». Оператор получил его на реконструкцию аэропорта. Но в реестре кредиторов «Сбербанка» нет, а есть «Каскад». Благодаря такой большой сумме претензий «Каскад» практически взял под контроль процесс банкротства, сформировав комитет кредиторов из своих представителей.

Согласно документам суда, один из инвесторов – ООО «Белгородская энергосбытовая компания» попыталось оспорить включение в реестр основных кредиторов. Но в первой апелляционной жалобе компания допустила нарушение в процедуре и не устранила их в указанный срок, потому 19-й апелляционный арбитражный суд вернул заявление. Тем временем кредиторы приняли решение банкротить «Воздушные ворота».

Круг собственников и управленцев оператора аэропорта, как подметил господин Кравцов, между собой тесно переплетается. Дело в том, что другой акционер «Воздушных ворот Белогорья» – связанное с руководством ГК «Агро-Белогорье» ООО «Техконсультант» (за ним, по данным «СПАРК-Интерфакс», числилось еще 20,33% акций компании) было ликвидировано 12 мая 2016 года. А чуть ранее, 23 апреля 2016 года, было зарегистрировано ООО «Международный аэропорт Белгород», 99% капитала которого принадлежит ООО «Белогорье», которое в свою очередь на 100% принадлежит Владимиру Федоровичу Зотову. А еще 1% – всё тому же ООО «Каскад». Причем генеральным директором ООО «Международный аэропорт Белгород» является нынешний руководитель «Воздушных ворот Белогорья» Владимир Тикунов, он же – гендиректор АО «Белгородавиа». А руководителем ООО «Белогорье» является Ковалева Лариса Владимировна, она же – гендиректор и формальный владелец ООО «Каскад» и бывший владелец ООО «Техконсультант».

Гендиректор компании «Агро-Белогорье», аффилированной с юрлицами аэропорта, Лариса Ковалева в ответ на запрос «Абирега» сообщила, что сейчас полномочия руководителя банкротящихся юридических лиц («Воздушных ворот Белогорья» и «Белгородавиа») переданы конкурсному управляющему Андрею Овчинникову.

«ООО «Международный аэропорт Белгород», зарегистрированное в установленном порядке, 30.09.2016 получило сертификат оператора аэродрома гражданской авиации, осуществляет сертифицированную деятельность надлежащим образом», – сказано в письме от госпожи Ковалевой.

Она добавила, что экономическое состояние этого юрлица является стабильным, но оценивать его рентабельность и обсуждать прибыльность пока рано.

Финансовый эксперт Александр Лысов уверен, что на благополучие любого предприятия влияют два основных фактора: внутренний и внешний. Первый – профессиональный уровень топ-менеджента и его мотивация, заточенная либо на развитие, либо на развал. Внешний фактор – рынок и игроки на нем.

По предположению господина Лысова, новый собственник, получивший сертификаты оператора, заинтересован в стабильности и дальнейшей работе аэропорта.

«Банкротства – это не всегда плохо. Иногда, видимо, и в данном случае происходит процедура финансового оздоровления. И новый собственник, третий, а поэтому уже добросовестный, выходит на рынок сам «белый» и актив – аэропорт – у него новенький. Не самортизированный в «ноль» «кислотный» актив – а модернизированный и тоже «беленький», очищенный от всяческих обременений», – отметил господин Лысов.

При этой схеме, по его словам, выгода очевидна – выиграют получатели актива, а проиграют как всегда подрядчики.

Финансовый эксперт предположил, что период «очищения» аэропорта не случайно совпал с годом, предшествующим губернаторским выборам.

«Савченко – один из самых одиозных губернаторов, результативно «рулящий» регионом, выведя его в один из самых динамично развивающихся в стране. Но ему 66 лет, у руля он – с 1993 года! И региональная элита – как и все – понимая, что грядет смена руководящей команды во главе с губернатором, просто спешит реализовать ранее задуманное», – рассказал Александр Лысов.

Как сообщалось ранее, заместитель губернатора Белгородской области Олег Абрамов заявлял, что специальная межведомственная комиссия рассмотрела ситуацию с банкротством «Воздушных ворот Белогорья» и не обнаружила признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

Аналитик Сергей Кравцов также уверен, что ни пассажирам, ни авиакомпаниям, использующим белгородский аэропорт, беспокоиться не о чем – на его работе все эти перипетии не должны сказаться.

«Это всего лишь процесс переформатирования структуры владения бизнесом и концентрация собственности на объект в известных руках. Бюджет области, скорее всего, за свои акции ничего не получит. Но, как было сказано, претензий к банкротству у руководства области нет», – считает господин Кравцов.

ABIREG.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Exit mobile version