У наших чиновников на этой неделе появился новый повод для радости — обвальное падение оттока капитала из России с начала года при маленьком чистом притоке в сентябре. Но если посмотреть на ситуацию глубже, окажется, что бегство капитала из страны остановилось из-за… его отсутствия.
По данным Банка России, с января по сентябрь 2016 года из России утекло всего 9,6 млрд долларов. Более того, в сентябре был даже зафиксирован символический чистый приток капитала — 300 млн «зеленых». Эти данные так понравились нашей власти, что их озвучил даже лично президент Владимир Путин на традиционном ежегодном форуме «Россия зовет!» в подтверждение своей мысли о стабилизации российской экономики. (Согласно сентябрьскому опросу «Левада-центра», экономическую ситуацию в стране считают кризисом 80% населения.)
Действительно, когда монетарные власти прогнозируют на 2016 год отток капитала в размере 35 млрд долларов, а он не достигает и 10 млрд к сентябрю, да еще и сократился в первом полугодии более чем в семь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, это выглядит — если не особо всматриваться в причины — настоящим экономическим чудом. Заместитель министра финансов Максим Орешкин на общественном совете Минфина даже предположил, что к концу года отток капитала из России и вовсе может снизиться до нуля: «Если посмотреть на последние статистические данные, то мы наблюдаем, что рост ВВП замедляет снижение и постепенно выходит на нулевую динамику, инфляция быстро замедляется — мы видели в сентябре 4,2%, а к концу года будет 5,7—5,8%. Рост реальных зарплат также постепенно начинает выходить в положительную плоскость. Также не исключено, что по итогам года мы получим значение оттока капитала на уровне, близком к нулю».
Масштабы проблемы, которую сначала оптимистично списывали на сознательную финансовую экспансию невероятно окрепшего российского бизнеса за рубеж, а потом все чаще стали называть бегством капитала от родных экономических и криминальных бедствий, действительно поражают воображение. За весь ХХI век чистый приток капитала в России по итогам года пока случался всего два раза: в 2006 году он составил 43,7 млрд долларов, в 2007-м — рекордные для нас 87,8 млрд. Причем весь приток капитала 2006—2007 годов был полностью съеден уже в 2008-м, когда из страны утекло сразу 133,6 млрд долларов, в том числе около 75 млрд за один только август из-за войны с Грузией. С 2008 года в России неизменно фиксируется чистый отток капитала. Всего с того времени по сентябрь 2016 года из России, по официальным данным, из страны утекло 639,5 млрд долларов. Это примерно два с половиной бюджета России на 2016 год. (К слову, размер бюджета РФ на 2016 год в долларах примерно равен бюджету Швеции, Бельгии или Мексики на 2008 год: чтобы вы лучше представляли себе масштабы нашей экономической «мощи».)
Собственно, именно состояние бюджета и инвестиций — главные причины, мешающие захлебываться от восторга при виде резкого уменьшения оттока капитала. Если это уменьшение или даже чистый приток капитала не приводят к росту инвестиций внутри страны — радоваться нечему. Инвестиции всех видов в российскую экономику устойчиво падают пятый год подряд. Сводить бюджет без дефицита Россия не могла даже при мировой цене нефти 100 долларов за баррель, а сейчас мы радуемся, когда баррель наконец вроде бы закрепился на отметках чуть выше 50 долларов.
Подготовленный Минфином проект бюджета на 2017—2019 годы, который рассматривался на бюджетном совещании в правительстве 13 октября, говорит сам за себя. Бюджетные расходы в проекте, по сравнению даже с весьма скромным уровнем 2016 года (мы не смогли даже найти деньги на повторную индексацию пенсий) уменьшатся на 6% в 2017 году, на 9% — в 2018 и на 11% — в 2019-м. Резервные фонды будут полностью проедены в 2017 году или, в лучшем случае, в 2018-м, после чего дефицит бюджета планируется покрывать за счет внутренних заимствований. Причем не исключено, что занимать будут у народа путем повышения налогов.
Главная цель проекта бюджета — не устойчивый экономический рост или развитие бизнеса, не говоря уже о давно назревших и презревших реформах, а отчаянные попытки уменьшить размер бюджетной дыры. В 2017 году по проекту Минфина дефицит бюджета должен составить 2,7 трлн рублей (3,2% ВВП), в 2018 году — 1,98 трлн рублей (2,2% ВВП), в 2019-м — 1,13 трлн рублей (1,2% ВВП). Ради экономии в бюджете-2017 пока, в частности, не предусмотрено ни копейки расходов по проекту «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Раньше чистый отток капитала из России с большим превышением компенсировался положительным сальдо торгового баланса. В 2016 году это сальдо, оставаясь положительным, уменьшается почти так же сильно, как отток капитала. В январе — августе 2016 года, по данным Минэкономразвития, оно упало по сравнению с аналогичным периодом 2015-го на 48,8%.
Чистый отток капитала из страны, интегрированной в мировую экономику, вовсе не означает, что она разоряется. Как и чистый приток сам по себе не является признаком экономического расцвета. Складывается ощущение, что главной причиной резкого замедления оттока капитала из России стали кризис и санкции — занимать за границей теперь намного дороже, значительная часть прежних внешних корпоративных долгов за последние два-три года отдана, вот утечка капитала и уменьшается. Просто потому, что уже особо нечему утекать.
Источник: Banki.ru