Экс-директору придется выплачивать долг компании — почти 17 миллионов рублей
ЛОВУШКА ИЗ ПОДПИСИ
Александр Иванович почти шесть лет возглавлял предприятие Россельхозакадемии, которое находится в Коченевском районе Новосибирской области. Тут у них и коровник, и пашня — обычные для села заботы… Под руководством Александра Ивановича, как отмечают его коллеги, компания работала стабильно. Но для дальнейшего развития требовалась новая техника и финансы на текущие расходы, собственных оборотных средств не хватало. За помощью директор обратился к банкам.
В ссуде ему не отказали. Только при одном условии. Наряду с договором директору предложили подписать поручительство.
— Практика эта распространенная, — рассказал бывший директор компании-банкрота. — Обычно выбора-то и нет. Нужны деньги — подписываешь. Потому что иначе ждет отказ. Но я не думал, что это распространится на время и после моего увольнения. Ведь поручительство директора — нанятого лица — должно предполагать, что я гарантирую, что предприятие будет работать в то время, пока я директорствую.
ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ…
Об уходе Александр Иванович стал думать после того, как стал слишком часто появляться в больнице. Отработав на руководящих должностях в сельхозиндустрии 22 года, решил найти работу поспокойнее. Нареканий к его деятельности у руководства не было.
Новый директор пришел на предприятие в декабре 2013 года. В конце следующего года компания обанкротилась. В итоге общая кредиторская задолженность предприятия составила около 90 миллионов рублей. Больше половины — долги банкам, которые выдали ссуду.
По поручительству за подписью именно Александра Ивановича ФГУП «Кремлевское» задолжало одному банку — 9,4 миллиона рублей и другому — 7 миллионов рублей. ФГУП «Кремлевское» Россельхозакадемии до сих пор работает: на месте и техника, и скот — банкам их не изъять. Процедура банкротства предполагает, что кредиторам надо ждать торгов, пока предприятие купят, а это накладно. Да и не факт, что суммы покупки хватит, чтобы погасить задолженность. Начальная стоимость хозяйства на торгах сейчас около 200 миллионов рублей, но практика такова, что она может снизиться в 15, а то и в 20 раз. Пока желающих приобрести его за сотни миллионов нет.
ПОЛОВИНУ — В БАНК!
Суд встал на сторону банков. Тяжба, которая длилась с лета 2014 года, закончилась для Александра Ивановича проигрышем. Поручился — плати. Теперь, работая на Коченевской птицефабрике, мужчина должен 50% от своей зарплаты ежемесячно отчислять в счет погашения долга.
— Уволившись с должности директора более двух лет назад, мужчине в настоящее время приходится отвечать за долги предприятия, которое не смогло исполнить свои обязательства перед банками, — прокомментировала ситуацию ведущий специалист-эксперт отдела организационно-контрольной работы и взаимодействия со СМИ УФССП России по Новосибирской области Виктория Шевелева. — Судебным приставом-исполнителем была проведена проверка имущественного положения, в ходе которой было установлено, что у должника нет собственного имущества. Однако неплательщик сам предоставил документы о своем месте работы, где он трудоустроен официально.
Официальная зарплата у Александра Ивановича скромная — чуть более 11 тысяч рублей. Он работает агрономом. Ежемесячно ему придется отдавать 5750 рублей. Долг он сможет погасить, по приблизительный подсчетам, через 239 — 240 лет.
Решение суда Александра Ивановича не удивило. Документ он подписывал. Сейчас он продолжает трудиться и ждет. Возможно, компанию-банкрота купят за стоимость, которая сможет покрыть все долги.
ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА!
В том, что на руках у Александра Ивановича остается меньше половины прожиточного минимума, юристы не видят ничего необычного. Избавиться от долга, как оказалось, он может. У него два варианта.
В первом случае, как говорят эксперты, он мог бы постараться доказать, что подписал поручительство под давлением. Но экс-директор сам признал, что подписывал осознанно. А то, что без этого документа, как показывает практика, заем фактически не получить, — это уже совсем другой вопрос.
А второй выход у россиян появился недавно — это прибегнуть к процедуре личного банкротства.
— Он может подать документы на проведение процедуры личного банкротства. Имущества у него приставы не нашли. Да, процедура не самая простая, но тогда эта тема будет закрыта, — прокомментировал такую возможность адвокат Павел Яровой.
В общем, или плати, или становись банкротом. Деньги у мужчины будут взыскивать и на пенсии — также половину. А после его смерти, если он не оставит наследства, банкам придется смириться со своими потерями. Прожить 200 с лишним лет пока никому не удавалось.