Аналитики говорят, что предпосылки разрушения крупного машиностроительного предприятия на Московском проспекте появились сразу же, когда оно перешло в частные руки.
Предприятие появилось на воронежской земле во время Первой мировой войны в 1915 году. В столицу Черноземья из Прибалтики эвакуировали машиностроительный, литейный и котельный завод акционерного общества «Рихард-Поле». В начале XX столетия для Воронежа, который носил на себе черты типичного представителя аграрно-хозяйственной системы страны, новое предприятие стало весьма ценным подарком.
В Воронеже появились новые рабочие места. Государство давало заводу оборонные заказы, и на «Рихард-Поле» изготавливали для фронта взрывные устройства, а также стальные ленты для шин грузовиков. Для мирных же целей на предприятии делали: паровые котлы и машины, а также фуговочные, строгальные, лощильные и другие станки для деревообрабатывающих, цементных и других заводов.
— После революции 1917 года завод «Рихард-Поле» поменял название. В 1917-1920 годах предприятие стало именоваться Акционерное общество Воронежских машиностроительного и литейного заводов. В этот период завод работал, в основном, по сельскохозяйственной тематике, выпуская сельхозмашины, инвентарь и оборудование для сельчан. Это было вызвано тем обстоятельством, что в стране был голод, не хватало продуктов питания и зерна. Поэтому в первую очередь следовало восстанавливать аграрное производство, — рассказывает доктор экономических наук Вадим Галкин. — После национализации завода в апреле 1920 года он изготовлял котельное оборудование, экономайзеры и водоочистители для Шатурской и Каширской электростанций; оборудование для пищевой промышленности.
Хотя во времена военного коммунизма дела у предприятия были очень плохи, его, тем не менее, удалось сохранить. В 1922-м году завод в очередной раз сменил свое название и стал называться 2-м Государственным механическим заводом имени Коминтерна. Предприятие сосредоточилось на выпуске оборудования для пищевой промышленности и сельского хозяйства.
Во времена боев за Воронеж в Великую Отечественную войну завод имени Коминтерна был почти полностью разрушен. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков его начали восстанавливать, и параллельно с этим власти запустили на предприятии производственный процесс по ремонту танков.
Последние же два года Великой Отечественной войны ознаменовались для завода имени Коминтерна постоянной сменой направленности. Так, в 1944 году там изготавливалось вооружение, а в 1945-м наладился выпуск асфальтобетоносмесителей, камнедробилок и гильотинных ножниц.
Свое привычное название для горожан «Воронежский экскаваторный завод имени Коминтерна» получил в 1946-м году, а через год он полностью изменил направление своей деятельности. На предприятии начали выпускать экскаваторы и краны на гусеничном ходу.
— Как и для многих других воронежских предприятий, в 90-е годы XX века для завода имени Коминтерна начались трудные времена. Распад страны, нарушение производственных связей, обвал производства и критическое снижение заказов сделали свое дело. Кроме того, государство настежь открыло таможенные границы для иностранных производителей строительной и землеройной техники. Все эти факторы привели в волне неплатежей, задержкам зарплаты, утрате части квалифицированного персонала, — подводит итог доктор экономических наук Вадим Галкин. — В начало «нулевых» годов завод вошел с огромными трудностями, которые так и не были преодолены. Дело закончилось реорганизацией и банкротством предприятия. На площадке завода возникли новые юридические лица с различными правами собственности – ОАО «Тяжэкс» им. Коминтерна и ОАО «ВЭКС-Воронеж: экскаваторный завод».
Между тем, некоторые аналитики высказывают мнение, что разрушение завода имени Коминтерна является прямым делом рук региональных и городских властей. Земельный участок почти в 50 гектаров, по словам экспертов, являлся для истеблишмента гораздо более привлекательным, нежели долгое восстановление сложного производства.
Илья Ершов