Российский экономист, член центрального комитета Общероссийского Профсоюза Арбитражных Управляющих Иван Рыков в рамках пресс-конференции «АиФ» обозначил пути совершенствования закона о банкротстве физлиц.
— В законе о банкротстве физлиц заложена основная идея – дать гражданину цивилизованную «лестницу», чтобы выйти из долговой ямы. Тем не менее, закон буксует и можно сказать, он почти не работает.
По словам эксперта Ивана Рыкова, самый острый вопрос – отсутствие мотивации арбитражных управляющих вести процедуры банкротства граждан за предусмотренные законом 10 тысяч рублей.
— Среди арбитражных управляющих был проведен опрос: «Какое вознаграждение вы считаете справедливым за проведение процедуры банкротства гражданина?» По Москве большинство набрал вариант 150 тысяч рублей, а по регионам – 100 тысяч рублей. О чем это говорит? Арбитражный управляющий оценивает свой труд приблизительно такую цифру. И вряд ли он на меньшее согласится. Реально, если товар стоит столько, вряд ли он будет продан себестоимости. Даже если вознаграждение увеличат до 30 тысяч рублей, это не изменил ситуацию, — отметил Иван Рыков.
Эксперт акцентировал, что процедура банкротства гражданина «сопоставима по объему работы, по трудозатратам, по сложности с процедурой банкротства любого юридического лица».
— По юридическим лицам прописаны условия работы, которые рыночно обоснованы, они реально работают. Поэтому процедуру банкротства граждан мы предлагаем разделить на две категории: первая категория – упрощенное банкротство для социально незащищенных граждан, у которых нет доходов и имущества. Им нет смысла нести огромные расходы на процедуру. Для них можно ввести уведомительный заявительный порядок процедуры банкротства, — продолжил эксперт. — Как это может проходить? Например, гражданин осознал, что не хватает денег для того, чтобы как-то ему дальше существовать. Он подает заявление о банкротстве по упрощенному порядку. Суд проводит процедуру банкротства, причем характер сведений, которые гражданин указал в заявлении, исходит из того, что они достоверные. То есть вводится презумпция добросовестности, при этом на гражданина возлагается жесткая обязанность: обеспечить достоверность этих сведений. Далее после введения процедуры подключается арбитражный управляющий, который делает публикацию только на Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Наша задача — приблизить закон о банкротстве к гражданам.
В рамках упрощенного механизма банкротства, который предложил Общероссийский Профсоюза Арбитражных Управляющих в течение месяца или двух «любой кредитор вправе заявить свои возражения против упрощенной процедуры банкротства»:
— Арбитражный управляющий имеет возможность на ЕФРСБ выложить текст заявления и сведения, которые гражданин указал при подаче заявления о банкротстве. Если в течение года, либо двух, выясняется, что гражданин указал недостоверные сведения, не уведомил кого-то из кредиторов, либо просто забыл указать его в своем заявлении, тогда гражданин должен уже отвечать за недобросовестность сведений, потому что государство ему поверило, — продолжил Иван Рыков.
Для второй категории заёмщиков, для которых фактически проводится процедура банкротства, как и в отношении юридического лица, предлагается составлять опись имущества, проводить торги, «сколько необходимо для продажи имущества»:
— Торги должны проводиться на тех же условиях, что и банкротство юридических лиц. В этой ситуации, собственно говоря, будет возможность, с одной стороны, защитить права заемщика. Дать заемщику действительно получить возможности начать жизнь с нового листа и стать активным гражданином и налогоплательщиком. С другой стороны, кредиторы получают возможность вернуть свои деньги, в случае, если этот заемщик недобросовестный, — заключил эксперт.