Депутаты нижней палаты парламента в ходе пленарного заседания 17 июня во втором, решающем, чтении проголосовали за принятие законопроекта, направленного на защиту должников от недобросовестных коллекторов.
Законодательная инициатива появилась в нижней палате парламента под авторством спикеров обеих палат парламента Сергея Нарышкина и Валентины Матвиенко в феврале 2016 года. Авторы законопроектапредлагали существенно ограничить взаимодействие коллекторов с должниками: им предоставляется не более двух телефонных звонков и одной личной встречи в неделю. При этом по будням с 22:00 до 8:00 и выходным с 20:00 до 9:00 общение должников и коллекторов полностью запрещается. Документом не допускается сообщение о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев, а также раскрытие сведений о должнике путем их размещения в интернете, на здании, жилом доме для неограниченного круга лиц. При взаимодействии с должником запрещается использовать устройства, скрывающие номер звонящего и адрес электронной почты, а также запрещается применять физическую силу, угрожать или причинять вред здоровью.
Более того, должник сможет вовсе отказаться от личного взаимодействия с коллектором или кредитором и перенести это общение сразу в суд либо привлечь для подобного взаимодействия своего представителя, которым может выступать только адвокат. Изначально предполагалось, что прервать общение с кредитором должник сможет через 3 месяца после возникновения просроченной задолженности, однако ко второму чтению депутаты решили увеличить этот срок до 4 месяцев. Однако в случае принятия судебного акта о взыскании с гражданина просроченной задолженности заявление об отказе от взаимодействия не будет действовать в течение двух месяцев, и коллекторы смогут общаться с заемщиком-должником.
Реестр профессиональных взыскателей
Работа над итоговым текстом законопроекта продолжалась четыре месяца: редакция документа ко второму чтению обсуждалась на шести заседаниях профильного комитета, а финальную версию проекта депутаты согласовали только к пленарному заседанию. Так, законотворцы заменили понятие «долгов», используемое в изначальной редакции документа, на понятие «просроченной задолженности», а также уточнили, что в случае принятия закон не будет действовать в отношении физлиц-индивидуальных предпринимателей, если денежные обязательства возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, а также не будет регулировать вопросы возврата долга одного физлица другому, если сумма задолженности составляет менее 50 000 руб. Действие документа также не будет распространяться на задолженности за услуги ЖКХ – такие отношения документ сможет регулировать только в случае, если долг будет продан банку или непосредственно взыскателю долгов. Кроме того, запрещается взыскивать просроченную задолженность с гражданина, признанного банкротом.
Законопроект также вводит реестр профессиональных взыскателей и устанавливает требования к ним. Как и предполагалось в первоначальной редакции документа, такими могут считаться исключительно юридические лица в форме хозяйственного общества, чистые активы которого составляют не менее 10 млн рублей. Вводятся и требования к сотрудникам таких юрлиц. Так, в частности, взаимодействовать с должниками будет запрещено лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, госвласти или в сфере экономики. А руководить коллекторским агентством запретят тем лицам, которые были исключены из госреестра за допущенное нарушение или находятся под санкцией в виде дисквалификации.
Правка продолжается
Несмотря на продолжительные обсуждения текста документа в Госдуме, работа над проектом все еще не закончена. Как заявил в ходе сегодняшнего пленарного заседания глава профильного комитета Николай Гончар, в законопроекте «предусмотрена специальная процедура вступления его в силу». Согласно существующей сегодня редакции, в случае одобрения Советом Федерации и подписания Президентом документ должен вступить в силу с 1 января 2017 года. Однако до этого момента Правительству придется «принять целый ряд исключительно важных решений». В частности, нужно определиться с тем, какой орган будет вести реестр профессиональных взыскателей и осуществлять надзор за ним, а затем обеспечить этот орган всеми необходимыми нормативными документами. Кроме того, подчеркнул Гончар, необходимо будет доработать и положение об общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, в котором деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц сегодня нет.
С текстом законопроекта № 999547-6 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» ко второму чтению можно ознакомиться здесь.