Новый закон запретит кредиторам и коллекторам напрямую общаться с должником, который начал процедуру личного банкротства.
«Дополнительного урегулирования такой уступки на законодательном уровне не требуется», — пояснил Василий Раудин.
Напомним только, что информацию о долге и право его требовать можно передать только с согласия самого должника. Обычно такие условия прописываются в кредитном договоре, и человеку стоит обратить на этот вопрос особое внимание.
В любом случае, права должника, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию и вынужденного начать процедуру банкротства, требуют особой защиты.
— Такая защита в законопроекте предусмотрена, — говорит Василий Раудин. — Предлагается запретить непосредственное взаимодействие, включая личные встречи и телефонные переговоры кредитора, в том числе коллектора, с гражданином по поводу возврата долга, если в отношении гражданина возбуждено дело о банкротстве. В этом случае необходимо добиваться включения своих требований в реестр требований кредиторов, а не «выбивать» долги напрямую в обход судебной процедуры.
Кроме того, в проекте предусмотрено норма, предусматривающая обязательное участие адвоката в качестве представителя неплатежеспособного должника.
В ФПА обратили внимание, что у людей в подобной ситуации, как правило, нет средств на оплату защитника. Поэтому эксперты палаты предлагают включить должников, попавших в тяжелое финансовое положение, в государственную систему бесплатной юридической помощи.
По закону о бесплатной юридической помощи, порядок такой помощи определяют региональные власти, они же в основном устанавливают и перечень категорий граждан, кому такая помощь положена. Однако, как отмечают эксперты, закон предусматривает право граждан на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, если такое право им предоставлено в соответствии с иными федеральными законами. Так что если федеральный закон гарантирует, скажем, банкротам, бесплатную правовую помощь, регионы включат их в свои перечни.
Напомним, что процедура банкротства физических лиц была введена 1 октября прошлого года. По данным Общества содействия финансовому оздоровлению, на 1 апреля в производстве арбитражных судов находилось 5127 дел о банкротстве граждан. «Ориентировочно, к концу 2016 года мы увидим 15-20 тысяч дел, находящихся в производстве или уже завершившихся», — полагают эксперты общества. Примерно половина банкротств была инициирована самими должниками. Другая половина дел начата с подачи кредиторов.
Должники, которые сами подали на банкротство, в 74 процентах случаев выбирают процедуру реализации имущества.
По данным Объединенного кредитного бюро, потенциально под действие закона о банкротстве сегодня попадают порядка 593 тысяч граждан, то есть около 1,4 процента от общего числа заемщиков. Это граждане, с суммой долга более 500 тысяч рублей по кредитам, платежи по которым не вносились 90 и более дней.