Текущий кризис в РФ — затяжной процесс и должен привести к смене модели экономического роста, констатируют экономисты ЦМАКП, подводя итоги 2015 года и делая прогноз на 2016-2019 годы. Но в ближайшие четыре года такой трансформации не произойдет. У экономики есть два вероятных сценария: пессимистический, который предполагает медленный рост цен на нефть и кризис в банковской системе в 2016 году,— и оптимистический: в нем нефть дорожает быстро. В обоих вариантах экономика РФ возвращается к прежней, неустойчивой модели роста — а первые признаки восстановления промышленности в 2016 году лишь подтверждают эту тенденцию.
Кризисный 2015 год экономисты ЦМАКП характеризуют как «год тяжелых уроков». Так, девальвация не всегда способствует экономическому росту и оздоровлению компаний, а падение импорта создало пространство для его замещения — но заполнить его невозможно без радикального улучшения технологических и потребительских свойств российской продукции. «Инвестиции не растут сами по себе»,— добавляют они — даже на фоне роста реальной прибыли предприятий в 2015 году на 36% (данные Всемирного банка с учетом промышленной инфляции).
В среднесрочном прогнозе ЦМАКП на 2016-2019 годы базового сценария нет: независимо от того, какая траектория реализуется (затяжной кризис или медленный подъем), нынешний экономический кризис — «не относительно короткая, год-полтора, перенастройка экономической системы, а затяжной системный процесс, он должен обеспечить для экономики формирование нового механизма роста взамен исчерпавшего себя».
Оба сценария прогноза ЦМАКП не предусматривают новых механизмов роста и предполагают возвращение в среднесрочной перспективе к старой модели, основанной на увеличении частного потребления и экспортных доходов. Оптимистичный сценарий предполагает рост цены нефти с $37 за баррель в 2016 году до $65 в 2019 году, финансовую стабильность — и максимальное государственное стимулирование экономики (в том числе ценой бюджетного дефицита). Во втором варианте цены на нефть будут расти медленнее (с $37 за баррель до $53 за баррель соответственно), финансовую систему в 2016 году ждет кризис, а политика государства в 2017-2019 годах будет направлена только на сглаживание шоков и формирование резервов.
Источником финансового кризиса в 2016 году может стать банковская система. «Еще в докризисный период значимая часть средств многих российских банков была скрыто размещена в активы, связанные с небанковским бизнесом собственников банков. Это означало образование скрытых «дыр в капитале»»,— считают в ЦМАКП. Формально такие «дыры» не мешали банкам соответствовать требованиям ЦБ — но падение экономики ухудшило как состояние рыночного портфеля банков, так и финансовое положение аффилированного небанковского бизнеса. На конец 2015 года масштаб еще не выявленных регулятором «дыр в капитале» оценивается ЦМАКП «как минимум в 0,9 трлн руб.» и распределен между половиной частных банков. Новые эпизоды бегства вкладчиков, увеличение ключевой ставки ЦБ или ужесточение требований регулятора к активам и резервам может спровоцировать рост числа банкротств. «Снова может запуститься цикл «декапитализация банков — ужесточение условий кредитования — рост просрочки по кредитам — декапитализация банков». Это оттянет начало роста кредитования экономики»,— поясняют в ЦМАКП.
Выводы опубликованного вчера доклада департамента исследований и прогнозирования (ДИП) ЦБ «О чем говорят тренды» подтверждают вероятное возвращение промышленности к традиционной структуре роста. Первые признаки восстановления выпуска в обработке обеспечены отраслями, ориентированными на внешний промежуточный спрос (прежде всего металлургией) — при большем снижении выпуска в потребительских и инвестиционных отраслях. «Такое направление структурных сдвигов представляется вполне естественным для экономики, ориентированной на экспорт сырья и продуктов низкой степени переработки. Структурные изменения, требуемые для возобновления устойчивого роста в промышленности, вероятно, потребуют дополнительного времени»,— заключают в ДИП.