Кредит и депозит, открытые в одном банке, в случае отзыва лицензии грозят стать головной болью для их обладателя. На портал Банки.ру обратился один из клиентов Русславбанка, который исправно платил по кредиту и одновременно был обладателем депозита в том же банке. Однако после отзыва лицензии оказался должен банку еще большую сумму.
Поза, из которой выбраться сложно
Как рассказал Банки.ру один из клиентов Русславбанка (работал под брендом РСБ24) Геннадий, в кредитной организации он держал вклад в размере около 700 тыс. рублей. Даже на ноябрь 2015 года доходность вклада была выше средней по рынку и составляла 16% годовых. В этом же банке Геннадий взял кредит в размере около 600 тыс. рублей. Ставка по кредиту, как говорит собеседник Банки.ру, была ниже рыночной. Поэтому он принял решение взять кредит именно в этом банке.
С 10 ноября 2015 года Банк России отозвал у Русславбанка лицензию на осуществление банковских операций. Остаток по кредиту на момент отзыва лицензии у Геннадия составлял примерно 530 тыс. рублей. Плановый платеж он должен был внести 16 ноября. «Как поступать в случае, когда в банке и депозит, и кредит, я на тот момент не знал. Позвонил в АСВ, где мне сказали, что через пару недель будет опубликована информация о дате начала выплаты вкладов, про кредит ничего не сказали. Дабы не испытывать судьбу, я 16-го поехал в банк, где внес свой очередной платеж», — рассказывает заемщик и одновременно вкладчик РСБ24.
Спустя пару недель на сайте Русславбанка была опубликована информация о том, что агентом по выплате страхового возмещения выбран Сбербанк. Геннадий обратился в ближайшее отделение «Сбера», где ему сообщили, что вклад в полном объеме не вернут, а произведут удержание в размере остатка основного долга по кредиту плюс проценты за текущий период по дату расчета. Днем расчета считается день отзыва лицензии у банка. Дата расчета, как признает собеседник портала, его смутила, поскольку после этой даты он уже вносил очередной платеж, который в расчет не вошел и не уменьшил сумму удержания из вклада. Сотрудники Сбербанка, по его словам, порекомендовали обратиться в Агентство по страхованию вкладов. Два раза, как отмечает Геннадий, он звонил на горячую линию АСВ. Как сообщали сотрудники ведомства, вопросы возмещения излишне уплаченных сумм в банк следует решать по факту признания банка банкротом. Русславбанк был признан банкротом в январе 2016 года.
На этом история, казалось бы, закончилась. Заемщик считал кредит полностью погашенным, в его понимании оставалось лишь вернуть переплаченные средства в размере 15 тыс. рублей. В феврале 2016 года он спокойно сходил в отпуск. Когда вышел из отпуска, во второй половине марта, решил все-таки убедиться в отсутствии долга и позвонил в АСВ.
Здесь его ждал «сюрприз». «В АСВ мне сказали, что ранее я получил неверную информацию, что кредит мой не может быть погашен АСВ, но и вклад мне вернуть просто так не могут. Оказалось, что вот уже четыре месяца мой кредит в просрочке и не оплачивается. В то же время я понимаю, что предъявлять что-то сотруднику кол-центра АСВ нет смысла», — пожаловался Геннадий.
Дальше, по его словам, события вокруг его взаимоотношений с агентством развивались уже «более активно и весело». «В кол-центре АСВ мне дали добавочный номер, по которому я как бы мог получить конкретику по своей задолженности. После более чем двух десятков попыток дозвониться я попадаю на специалиста, который говорит, что информации у него нет — ее надо уточнять в Рязани. При чем тут Рязань (банк был зарегистрирован в Москве. — Прим. ред.), непонятно, но мне дали номер телефона, куда звонить. Примерно 50—60 раз в течение дня я пытался дозвониться туда, чтобы узнать задолженность, — трубку не брали. В АСВ говорили, что помочь ничем мне не могут — надо продолжать звонить», — рассказывает клиент РСБ24. Два дня он общался по телефону с АСВ безрезультатно. В итоге через знакомых вышел на конкретных сотрудников АСВ, которые «сразу подхватили вопрос» и разъяснили ситуацию с его кредитом.
«Что мы имеем в сухом остатке? Конечно, можно сказать «сам виноват» и «незнание закона не освобождает от ответственности». То есть я должен был знать порядок обслуживания моего кредита. Отчасти согласен, но почему мне никто не звонил четыре месяца отсутствия моих платежей? Почему по факту отсутствия платежей от меня не был использован удержанный вклад, ведь для чего-то его удержали? Почему эту информацию о необходимости погашения кредита вкладчику не доносят популярно? Ведь это несложно. Я вкладчик, значит, скрываться не буду и 100% приду за компенсацией», — рассуждает клиент РСБ24, добавляя, что поиск информации на сайте АСВ для него был крайне затруднителен.
«Конечно, можно сказать: «Приятель, раньше ты бы вклад свой потерял вообще, радуйся». Ок, я соглашусь, это так. Но стал бы я тогда держать деньги в этом банке или любом другом?! Вопрос! Сама по себе задумка с АСВ — супер, но реализация — через одно место…» — комментирует собеседник Банки.ру.
По его словам, непонятным остается вопрос, почему у клиента не принимается заявление на перевод уже и так удержанных с него денег в счет погашения кредита. «Хорошо, взаимозачет запрещен законодательством — ну тогда вы заявление возьмите, что я разрешаю. А почему я разрешаю? Все просто. А какой у меня выбор? АСВ меня поставило в позу, из которой выбраться сложно: сами они кредит не гасят моими деньгами, деньги мне не возвращают — но вернут, когда погашу кредит. Выходит, я должен где-то сейчас найти полмиллиона и закрыть кредит, чтобы только потом, через три недели, получить деньги от АСВ и раздать долги. Несправедливо, так как у меня может просто не быть возможности найти деньги на погашение кредита полностью», — признается заемщик. Ситуация, по его мнению, обостряется тем, что в случае погашения кредита по графику заемщик платит проценты, а удержанный депозит в АСВ «лежит бесплатно, и его съедает инфляция».
«Я добропорядочный гражданин и хороший заемщик — всегда платил и плачу по кредитам вовремя. Но эта ситуация делает из меня негодяя. Сама по себе схема ставит вкладчика-заемщика в ситуацию, из которой выхода нет. К тому же сама ситуация абсолютно финансово убыточна для человека», — сокрушается Геннадий.
Он отмечает, что на просрочку по его кредиту пени не начисляются, но процент все равно начисляется на остаток тела кредита, который меньше не становится: «Я вроде как пользуюсь деньгами и должен платить за это, но я не пользуюсь, так как они в АСВ, которое мне за них не платит. Таким образом, мой долг сейчас уже больше, чем удержанный вклад».
В настоящий момент заемщик-вкладчик находится в поиске денег на погашение кредита.
Вкладом кредит не заплатишь
В АСВ прокомментировали ситуацию так. «Размер страхового возмещения определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику по выданному ему кредиту. Это значит, что если кредит клиента банка с отозванной лицензией меньше его же вклада в этом банке, то вкладчику будет выплачена часть страхового возмещения в размере указанной разницы. Если сумма кредита превышает сумму вклада, то страховое возмещение будет выплачиваться только после того, как кредит будет погашен настолько, чтобы сумма обязательств превысила сумму встречных требований банка», — пояснили в департаменте общественных связей Агентства.
Как отметили в АСВ, взаимозачет требований в соответствии с законодательством автоматически не производится. Однако кредиторы–должники могут написать представителю конкурсного управляющего заявление о том, чтобы денежные средства, причитающиеся им в счет удовлетворения их требований к банку, направлялись непосредственно на погашение кредитов.
По словам юристов, истории, подобные той, что случилась с Геннадием, встречаются в юридической практике. Размещать депозит и брать кредит в одном банке свойственно для клиентов относительно крупных банков с зарплатными проектами или активно занимающихся розничным бизнесом. Другой пример: у клиента, который разместил крупную сумму в банковский вклад, могут внезапно появиться непредвиденные расходы. Например, необходимо купить недорогое авто, оплатить медицинскую операцию, отремонтировать затопленную соседями комнату. Банку также удобнее дать такому человеку кредит. Ведь он уже вложил деньги в банк, фактически имеется обеспечение возможных рисков неплатежей, рассуждает старший юрист московской коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Вячеслав Голенев.
Он напоминает, что общие нормы о банковских вкладе и кредите регулируются Гражданским кодексом (ГК) РФ. Нормы о вкладе прописаны в главе 44 ГК РФ, о кредите — в статьях 819—821 ГК РФ. Кроме того, в отношении кредитов действует ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Вместе с тем, отмечает юрист, при банкротстве кредитной организации действуют специальные правовые нормы. Так, согласно части 7 статьи 11 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.
«Однако автоматически зачет денежных средств в таком случае не происходит. Пункт 31 статьи 189.96 закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит, что погашение требований кредиторов путем заключения соглашения о новации обязательства, а также путем зачета требований в ходе конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций не допускается. Следовательно, действительно, средства вкладчика, пропорциональные размеру его задолженности перед банком, по сути, «блокируются», — поясняет Вячеслав Голенев. Таким образом, вкладчик может претендовать лишь на разницу между суммой вклада и задолженностью по кредиту.
При этом, говорит Голенев, в саму задолженность перед банком входят и тело кредита, и кредитные проценты, и санкции — неустойки, пени, штрафы или проценты, согласно статье 395 ГК РФ, если кредитным договором не установлена договорная неустойка (пеня). По словам эксперта, уплата заемщиком кредита с процентами должна продолжаться либо в соответствии с графиком, предусмотренном договором, либо досрочным погашением. Иначе АСВ через свою администрацию в банке будет взыскивать долги с заемщиков в суде.
Как поясняет юрист, поскольку зачет встречных требований (статья 410 ГК РФ) в проблемном банке прямо запрещен согласно пункту 31 статьи 189.96 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то и вычитаться друг из друга суммы вклада и кредита не будут: требования друг к другу у банка и заемщика будут существовать «параллельно». Более того, на этот счет уже есть и судебная практика как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов в отношении индивидуальных предпринимателей.
«Такие ситуации и возможные претензии некоторых заемщиков связаны во многом не с нарушением их прав, а с непониманием правовой природы страхования вкладов. Государство в случае отзыва лицензии у банка не гарантирует возврат 1,4 миллиона рублей. Государством создано АСВ, которое является страховщиком. То есть, говоря простым языком, страховой организацией, которая выплачивает денежные средства государства, а не банка в качестве возмещения вклада при наступлении страхового случая», — отмечает юрист.
Адвокат, руководитель проектов практики сопровождения банковской деятельности и банкротств юридической группы «Яковлев и партнеры» Марина Морозова рассказала о нюансах «заморозки» суммы вклада. «Деньги, оставшиеся замороженными на счете, приравниваются к вкладу. То есть банк в этом правоотношении выступает в качестве должника. Но одновременно по кредитному договору банк выступает в качестве кредитора. Поэтому возмещение замороженных средств в соответствии с законом будет возможно только после того, как будут погашены все обязательства ответчика перед банком», — поясняет Морозова, добавляя, что сроки и документы, на основании которых замораживаются средства, в законе о страховании вкладов не определены.
Рекомендации юристов при подобных ситуациях следующие. Если у банка отозвали лицензию и даже если не отозвали, а банк попал в разряд «проблемных», следует продолжать погашать кредит по плану. «В идеале — досрочно погасить сумму задолженности по кредиту, включая и проценты, и санкции, чтобы не ожидать потом исков от АСВ в случае неуплаты или неполной уплаты кредита и процентов. После погашения долга можно обращаться за получением возмещения по вкладу в полном объеме», — говорит Вячеслав Голенев.
Если долг погашен не полностью, Голенев рекомендует обратиться за получением разницы между суммой вклада и суммой кредита, процентов, санкций, если такая разница в пользу вкладчика-заемщика. Но подчеркивает, что в таком случае сумма возмещения по вкладу будет меньшей, а обязанность по возврату кредита, процентов, санкций на заемщике-вкладчике останется. Если заемщик позднее погасил оставшуюся часть кредита, то, на основании части 2 статьи 7 закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», обратиться за оставшейся частью возмещения в АСВ можно. «Однако норма нечеткая, и возможны отказы, в зависимости от состояния проблемного банка», — признает юрист.
Юрист Финпотребсоюза Алексей Драч советует: «При возникновении проблем с выплатами компенсации необходимо сделать письменный запрос в АСВ, а по кредиту — в адрес временной администрации. В случае спорных решений на основании полученных ответов можно обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд».
В любом случае, говорят юристы, информацию нужно искать на сайте АСВ или узнавать по телефону горячей линии АСВ. Правда, как убеждаются заемщики-вкладчики на личном опыте, это не всегда помогает.
Источник: klerk.ru