Профессор МГУ Наталья Зубаревич Георгий Степанов
Как свидетельствуют данные Росстата, большинство субъектов РФ вступили в 2016 год с разбалансированными бюджетами и колоссальными долгами и при этом не могут рассчитывать на поддержку из дефицитного федерального бюджета в сопоставимых с 2009 годом объемах. Регионам приходится адаптироваться к этим изменениям, сокращая расходы, включая социальные. О том, что сегодня происходит в социально-экономической сфере в различных уголках России, «НИ» беседуют с доктором географических наук, профессором МГУ, директором региональной программы Независимого института социальной политики Натальей ЗУБАРЕВИЧ.
– В чем проявляются симптомы кризиса в регионах?
– Пока заметны три кризисные тенденции. Первая – дестабилизация бюджетов регионов. Регионы несли как минимум 70% всех дополнительных расходов и не смогли их выполнить на собственных ресурсах. Уже в 2013 году региональные бюджеты надорвались, 77 регионов оказались в дефиците, у них начал быстро расти долг. В 2014 году в дефиците были 75 регионов, в 2015-м – 76. В 2015 году к этому добавился кризис федерального бюджета, у которого двухтриллионный дефицит.
– А как обстоят дела с инвестициями?
– Это как раз вторая кризисная опция. О ней население не догадывается, зато хорошо чувствует бизнес. Инвестиционный кризис идет по нарастающей: 2013 год – минус десятые доли процента, 2014 год – почти 3%, 2015 год – 8,4%. При таких темпах падения инвестиций рассчитывать на новые рабочие места и даже на сохранение того, что есть, не приходится. Третий, значимый именно для населения фактор, – падение его доходов на 4,7% и зарплат на 9,5% за 2015 год. Розничная торговля сократилась еще сильнее – на 10%. Люди поджали свои траты, стали гораздо скромнее потреблять, а значит, почувствовали кризис. Но если население меньше потребляет, значит, производитель не может продать продукцию. Это тормоз для всех видов торговли, платных услуг, для производства продовольственной и другой потребительской продукции.
– Что, вероятно, тоже сказалось на региональных бюджетах?
– Доходы бюджетов сократились только в 23 регионах. Помог рост налога на прибыль, ведь у крупных экспортных компаний пока все неплохо: доходы в валюте, издержки в рублях. Главной проблемой стала «рубка» расходов бюджетов из-за долгов и дефицита. В 2015 году 54 региона сократили расходы на культуру – в среднем это минус 3%. Расходы на образование урезали 48 регионов. Что касается здравоохранения, то год закончился с показателем плюс 5%, но расходы на здравоохранение в номинальном выражении сокращены в 20 регионах.
– Прежде благополучными считались две столицы и нефтегазовые регионы. Как сейчас?
– Так и осталось. Среди нефтегазовых регионов феерически поднялся Сахалин. Его бюджет в последние год-два распух от денег. Основные нефтегазовые месторождения там разрабатываются в рамках соглашения о разделе продукции. И когда на Сахалине стали много добывать, а рост инвестиций прекратился из-за падения цен на нефть, прибыль компаний оказалась огромной. Все это временно, но результат впечатляет: за два последних года поступления налога на прибыль в бюджет региона выросли в 1,9–2,3 раза, а доходы бюджета – в 1,4–1,6 раза. Богатые нефтегазодобывающие округа – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, равно как и Тюменская область, – также легче проходят кризис.
– Как справляются регионы на фоне заметного падения доходов с возложенными на них социальными обязательствами?
– В этой сфере многое зависит от политики региональных властей. Кто-то начинает ускоренную оптимизацию соцрасходов. А кто-то продолжает выполнять социальные обязательства и все глубже залезает в долги. Примерно 20 регионов продолжают наращивать долги, не сокращая социалку. Мотивация простая: в 30 регионах с сентября 2015 года прошли выборы – либо губернаторов, либо в законодательные собрания. Устраивать оптимизацию накануне выборов многим губернаторам не хотелось. Но сейчас они уже избрались, риски снижены. Так что ждем оптимизации расходов, ее все равно придется делать. Федеральный бюджет в 2015 году дополнительно ничем не помог регионам. В отличие от кризиса 2009 года дополнительной помощи регионам нет. Тогда эту помощь увеличили почти на 30%.
– А кто из субъектов Федерации больше всего проиграл от кризиса?
– Проиграли регионы, которые активно проводили инвестполитику, привлекали бизнес, – Калужская область, например. Там сейчас плохо. Спад в производстве автомобилей второй год подряд 20–30%. Уезжают экспаты-менеджеры, на предприятиях автопрома неполная рабочая неделя. Мне очень жалко этот регион – власти старались, сами создали кластер, придумывали инновационные идеи, а сейчас попали под раздачу. Есть проблемы в Татарстане, который хорошо привлекал инвестиции. Но там нет такого спада, поскольку промышленность диверсифицирована. В целом же самые проблемные территории – там, где автопром, вагоностроение, текстильная отрасль.
– Главной проблемой регионов рейтинговое агентство Standard & Poor’s считает их долговое бремя. Насколько серьезна угроза?
– Долг регионов и муниципалитетов будет расти. Его объем на 1 января 2016 года – 2,66 трлн. рублей, это 35% от собственных доходов бюджетов регионов. В S&P прогнозируют, что в 2017 году долг достигнет 50%. Вполне может быть. Долг структурно разный. Самая тяжелая его часть – кредиты коммерческих банков под высокие проценты. Федеральный бюджет дает регионам очень дешевые бюджетные кредиты по ставке 0,1% годовых. В антикризисной программе на 2016 год планируется выделить регионам 310 млрд. рублей в виде бюджетных кредитов, в прошлом году дали столько же. Но этого мало! Объем долга коммерческим банкам – более 1 трлн., так что 300 млрд. не спасают: в начале 2015 года доля кредитов банков составляла 45% долга, в конце года – 44%.
– Чревата ли подобная ситуация дефолтом для субъектов Федерации?
– Федеральные власти помогают в критических ситуациях, когда у регионов нет денег рассчитаться с банками. Подкидывают бюджетные кредиты, хотя среди регионов-получателей есть явные «любимчики». Можно перекредитоваться в другом банке, хотя это ведет к накоплению долга. На крайний случай есть шанс договориться с банком, чтобы он продлил срок кредита. Банки-то в основном государственные – Сбербанк, ВТБ. Поэтому никаких региональных дефолтов не будет. Но эти долги будут висеть на шее регионов, связывая их по рукам и ногам.
СПРАВКА «НИ»
Наталья Васильевна ЗУБАРЕВИЧ – директор региональной программы Независимого института социальной политики (Москва), доктор географических наук. Родилась в 1954 году в Москве. В 1976-м окончила кафедру экономической географии СССР Московского государственного университета. С 2005 года – профессор кафедры экономической и социальной географии России геофака МГУ. Постоянно участвует в качестве руководителя и ответственного исполнителя в программах Минэкономразвития РФ, Министерства труда и социальной защиты, а также в международных проектах, в том числе Программы развития ООН.