Конкурсного управляющего чеченского ГУП «Спецстрой» заподозрили в подготовке к крупному мошенничеству
Поводом для проведения прокурорской проверки, а затем и возбуждения уголовного дела в отношении конкурсного управляющего ГУП «Спецстрой» (признано банкротом в августе 2013 года) 65-летнего Аймурана Шахбулатова стало его обращение в прошлом году в арбитражный суд Чечни с требованием взыскать с казенного предприятия «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике» (КП ЧР «Дирекция») более 2,8 млрд. руб. По утверждению истца, эти деньги не были выплачены «Спецстрою» за выполненные в 2007 году строительно-восстановительные работы в Грозном — разбор завалов и демонтаж разрушенных в городе зданий и сооружений, а также утилизацию отходов. Однако в октябре прошлого года в удовлетворении исковых требований суд отказал. В действиях же Аймурана Шахбулатова правоохранительные органы усмотрели признаки преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (приготовление к мошенничеству в особо крупном размере), а также ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств).
Как уточняется в материалах возбужденного 25 января 2016 года следственным управлением СКР по Чечне уголовного дела, в июне прошлого года конкурсный управляющий Шахбулатов, «действуя умышленно, с целью хищения чужого имущества путем обмана в особо крупном размере и фальсификации доказательств по гражданскому делу, обратился в арбитражный суд Чеченской Республики с исковым заявлением» о взыскании с «»Дирекции» многомиллиардного долга». Следствие считает, что контракт, который просил оплатить Аймуран Шахбулатов, «не заключался и приемка выполненных работ не проводилась». Допросить самого подозреваемого оказалось невозможно — он скрылся от следствия и объявлен в розыск.
Между тем, как утверждает представитель подозреваемого Максим Доценко, никакого состава преступления в действиях господина Шахбулатова нет: «он в качестве конкурсного управляющего просто выполнял свою работу». «Изучая документы должников, он обнаружил госконтракты с КП ЧР «Дирекция»,— рассказал «Ъ» господин Доценко.— Действуя на основании Закона о банкротстве, с целью пополнения конкурсной массы, он обратился от имени «Спецстроя» в суд с иском о взыскании задолженности. При этом подчеркнул, что, до того как «Спецстрой» был признан банкротом, наличие долга признавали как правительство Чечни, так и «Дирекция»». Однако в арбитраже представитель последней, как утверждает сам Аймуран Шахбулатов, стал отрицать наличие задолженности.
Между тем из материалов уголовного дела можно сделать вывод, что заказчик в лице КП ЧР «Дирекция» полностью рассчитался с ГУП «Спецстрой» по заключенным в 2007 и 2008 годах двум госконтрактам. Тогда как господин Шахбулатов требовал оплатить еще и заключенный в том же 2007 году договор о намерениях на сумму 2,8 млрд руб. Тем не менее его представители настаивают, что криминал в действиях Аймурана Шахбулатова можно было бы усмотреть лишь в том случае, если бы он действительно требовал повторно оплатить оказанные ГУПом услуги. Но такого, по их словам, не было.
Также стоит отметить, что еще в 2009 году военная прокуратура Объединенной группировки войск, проводившая проверку использования средств, выделенных на строительно-восстановительные работы в Чечне, отмечала, что подрядчикам пришлось начинать работы именно в рамках того самого договора о намерениях «в одностороннем порядке, без определения стоимости и объемов работ». При этом, как говорится в прокурорском заключении, заказчик оплачивал работы частично и рассчитался с исполнителем не полностью. Впоследствии 82 субподрядные организации обратились в суд с исками к ГУП «Спецстрой» о взыскании многомиллионных долгов, что в итоге привело к его банкротству. «Учитывая изменившуюся позицию КП ЧР «Дирекция» относительно задолженности, я не исключаю, что оно могло получить от заказчика эти деньги, но потратило их не на погашение долга перед «Спецстроем», а на иные цели»,— заявил «Ъ» Максим Доценко.
Олег Рубникович