О готовящихся мегарегулятором поправках в законодательство насчет «черных списков» недобросовестных банкиров заявил зампред Банка России Михаил Сухов.
«Думаю, что в перечень этих лиц должны попасть аудиторы, которые подтверждали недостоверную отчетность банков, и те лица, которые осуществляли в банке внутренний контроль, а также в силу своих обязанностей отвечали за качество информации о деятельности банка», — подчеркнул Михаил Сухов.
Сейчас в «черный список» включают руководителей, акционеров, глав филиалов и главбухов кредитных организаций. Аудиторы же должны проверять отчетность банков на факт ее достоверности и правильности составления. Если они халатно относятся к этой обязанности, то в итоге банк может столкнуться с финансовыми проблемами. Кроме того недобросовестное исполнение аудиторами своих обязанностей можно считать содействием обману банком своих клиентов, кредиторов и контролирующих органов.
В итоге такая работа с данными может привести к банкротству банков и отзыву у них лицензий. Для государства, клиентов и кредиторов ситуация выливается в прямые финансовые потери.
«С этой точки зрения решение ЦБ включать аудиторов банков в «черные списки» наравне с банкирами полностью целесообразно», — считает адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. Подтверждая недостоверную отчетность банков, аудиторы тем самым не препятствуют, а способствуют дальнейшим негативным событиям, полагает собеседник «РГ».
По словам Михаила Сухова, за 2015 год ЦБ отказал в приеме на работу 145 банкирам, попавшим в «черный список» (согласованию с мегарегулятором подлежит назначение на высокие должности в банках). От руководства кредитными организациями были отстранены 87 человек, а одиннадцать акционеров лишились возможности влиять на работу своих банков. «Мы знаем о чуть менее пяти тысячах человек, которые за последние пять лет причастны к доведению банков до банкротства, к иным серьезным нарушениям», — добавил Михаил Сухов.
Не исключено, что положение банкиров, попавших в «черный список» мегарегулятора, вскоре ухудшится. Срок запрета на профессию может вырасти для них с пяти до десяти лет. Существует предложение и сделать его бессрочным. «За десять лет выясняется реально, до чего дошел банк. Завершаются банкротные процедуры. Если мы видим десятимиллиардные потери, в отдельных банках потери превысят сотни миллиардов, то я думаю, что таким людям не стоит возвращаться в банковский бизнес вообще», — заявил Михаил Сухов.
Для усиления контроля за деятельностью банков в ЦБ планируют и увеличить собственные полномочия по запросам информации о кредитных организациях. В четверг мегарегулятор опубликовал проект указания, наделяющий инспекторов ЦБ расширенным правом на запросы документов и сведений при проверках банков.
Сейчас Банк России при проверках банков и сведений от них может запрашивать информацию в самом проверяемом объекте, других кредитных организациях, федеральных органах исполнительной власти и правоохранительных органах. Из проекта указания следует, что ЦБ может обращаться за данными по проверяемому банку к другим организациям, которые не являются ни его клиентами, ни его контрагентами.
«Таким образом, контролеры ЦБ смогут проверить практически все предоставленные проверяемым банком сведения, а проверяемому банку станет сложнее скрывать нарушения», — считает Антон Соничев. По его мнению, также стоит ожидать, что из-за увеличения полномочий срок проверок тоже может увеличиться, поскольку контролерам необходимо будет проверять возросшие массивы информации.