В 2015 году число российских компаний, признанных банкротами, по сравнению с прошлым годом выросло на 20 процентов и превысило 14 тысяч заявителей. К процедурам банкротства кредиторы и должники прибегают в целях разрешения временных финансовых проблем, нередко превращая в заложников своих же контрагентов. Меры предупреждения банкротства малого и среднего бизнеса эксперты видят в переходе на ручной режим управления и в ликвидации долгов. Тему обсудили в комитете ленинградской областной Торгово-промышленной палаты на заседании «Банкротство в условиях кризиса. Противодействие рейдерству».
Предвестником банкротств в России, по мнению экспертов, стало снижение с 2014 года до 15 процентов по сравнению с 2013 годом прибыли крупных и средних предприятий. Покрывать свои финансовые потери проблемные заемщики, такие, например, как компания «Метрика», чей долг перед контрагентами сегодня составляет два с лишним миллиарда рублей, предпочитают за счет своих же партнеров. При этом компания не отрицает долгов и признает права и обязанности сторон, резюмируя при этом, что ситуация неразрешима и долги возвращены не будут.
— Ситуация с «Метрикой» может стать тенденцией, поскольку в законодательстве нет механизма возвращения долгов, а суды не видят очевидного, — заявил заместитель председателя комитета по промышленности и промышленной политике правительства Ленинградской области Владимир Туркатов.
Чтобы не оказаться в одной связке с крупным должником и узнать, не рассматривается ли его дело в арбитраже, эксперты рекомендуют регулярно проверять вестник госрегистрации, информирующем о ликвидации и реорганизации компаний, а также сайт Федеральной налоговой службы.
— Занимайтесь мониторингом партнеров и не допускайте, чтобы просроченная задолженность контрагента превысила 300 тысяч рублей, — прокомментировала ситуацию начальник отдела ресурсной поддержки комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти Марина Шатохина.
Против нарушителей применима административная и уголовная ответственность, которую будут нести главные бухгалтеры и директора стороны-оппонента. Восстановить утраченный пакет документов о сделках и договоренностях можно также в арбитражном суде. Арбитражные управляющие раскрывают через Единый федеральный реестр сведения обо всех этапах процесса банкротств компаний, в том числе и о проведении торгов имуществом. В 2014 году, например, через ресурс было раскрыто более 200 тысяч событий.
Нередко компании оказываются вовлеченными в процедуру банкротства по собственной вине. Например, по договору подряда не все компании доводят расторжение договоров подряда до конца, упускают из виду невыполненные пункты. Долги при этом возрастают до 500 миллионов рублей и выше. Таким образом, к арбитражным управляющим бизнес приходит, когда скорее он мертв, чем жив, не надеясь на соблюдение своих прав в процедуре банкротства.
— Сегодня кризис в самой системе банкротства, и назрела необходимость проведения реформ, — отметила арбитражный управляющий Елена Павлова. — Мы призываем к применению превентивных мер еще до того, как речь зашла о ликвидации, восстановиться бизнесу очень сложно, кроме того, у правоохранительные органов возникают вопросы о преднамеренности.
Нередко бизнесмены лишаются собственного дела, взяв кредитные деньги в банках, чьи позиции существенно укрепились в результате вступления в силу в 2014 году законов о банкротстве. Поэтому сегодня все больше предпринимателей предпочитают не кредитоваться, а брать субсидии под нужды. Субсидированию отдают предпочтение потому, что предприниматель гарантированно получит консультацию в сложной ситуации. Только в Ленинградской области существует 33 организации поддержки предпринимательства, куда бизнес может обратиться за поддержкой.
— Я считаю, что эта поддержка очень актуальна, поскольку является альтернативой кредита, — подчеркнула Марина Шохина.
Особенность субсидирования заключается в том, что выделенные в этой форме бизнесу деньги не должны использоваться для погашения долгов предприятия. Получить субсидии можно на возмещение затрат на лизинг и аренду площадей, обновление оборудования, модернизацию производства товаров, для организации детских садов и гостевых комнат. В случае если деньги используются не в соответствии с договоренностью, предприниматель лишится предоставленных ему средств. Контроль за предпринимательской деятельностью осуществляют профильные комиссии, которые регулярно проверяют отчетность компании.
— Мы понимаем, что эти условия могут отпугнуть предпринимателей, но бизнес — это рисковое дело, и, предоставляя субсидии, мы хотим эти риски уменьшить, — отметила вице-президент ЛОТПП Елена Дюкарева.
Кстати, в 2015 году уровень финансирования составил 500 миллионов рублей, что не ниже показателей 2014-го, хотя и был сокращен на 8-10 процентов. Непосредственно на субсидии было направлено 377 миллионов рублей. Всего малому и среднему предпринимательству было предоставлено 465 субсидий. На поддержку начинающих предпринимателей финансирование было увеличено с 300 до 500 тысяч рублей. Субсидирование предоставляется из расчета ключевой ставки Банка России, действующей на дату заключения кредитного договора.
Однако уже сегодня эксперты отмечают, что предприниматели по-прежнему опасаются брать на себя обязательства, поскольку не уверены, что смогут выполнить все необходимые условия.