Суд признал Стабенское сельское поселение в Смоленском районе «незаконно обогатившимся» и обязал местные власти вернуть обанкротившейся фирме больше пяти миллионов рублей — треть муниципального бюджета.
По словам главы Смоленского района Ольги Язевой, в аналогичном положении оказались еще два поселения — Дивасовское и Гнездовское.
— Это удар по бюджету, — признает она. — Бюджетные средства пойдут не на выполнение полномочий органов местного самоуправления, а на обогащение определенной группы людей, которые сумели воспользоваться ситуацией. Исполнение судебных решений в данном случае грозит банкротством сельским поселениям, и я пока не представляю, как выходить из этой ситуации, поскольку ни мы, ни администрация Смоленской области не имеет возможности повлиять на ход судебного разбирательства. Будем обжаловать эти решения столько, сколько возможно.
История началась в 2006 году с создания ООО «Коммунальные системы Смоленского района». Его учредителями стали администрации 13 сельских поселений Смоленского района, администрация Смоленского района и муниципальное предприятие «Служба заказчика». Задачей нового коммунального предприятия было управление недвижимым имуществом и жилым фондом, а также обеспечение работоспособности котельных и инженерных сетей, для чего администрации поселений передали в его уставной капитал артезианские скважины, водонапорные башни, котельные, инженерные сети, земельные участки и так далее. Уставный капитал компании таким образом составил чуть меньше 70 миллионов рублей. Впрочем, непосредственной работой «в поле» новое предприятие практически не занималось, передав все мало-мальски привлекательное имущество в аренду другим коммунальным ООО с аналогичными задачами, как-то очень быстро возникших в поселениях. Скорее всего, путем реализации этой замысловатой схемы предполагалось приватизировать муниципальное имущество, но довести дело до конца не удалось.
Главной ошибкой ее разработчиков было создание обществ с ограниченной ответственностью. Федеральное законодательство не предусматривает возможности передачи государственного или муниципального имущества компаниям с такой формой собственности. Через какое-то время администрация одного из поселений, участвовавших в создании «Коммунальных систем», обратилась в суд с иском об изъятии муниципального имущества из уставного капитала компании и выиграла процесс, тем же путем последовали остальные учредители.
В марте 2014 года Арбитражный суд Смоленской области признал ООО «Коммунальные системы Смоленского района» банкротом. Основанием для такого решения послужила неспособность компании погасить задолженность в объеме около 230 тысяч рублей перед одним из контрагентов. Конкурсным управляющим по решению суда был назначен Владимир Фомин, который в настоящее время как раз и занимается реализацией идеи «неосновательного обогащения» поселений Смоленского района.
Суть его исковых заявлений заключается в следующем. Поселения передали имущество в уставной капитал «Коммунальных систем», и предприятие имущество не просто использовало, но и совершенствовало. Например, в Стабенском поселении в котельные ставились новые котлы, монтировалось новое оборудование, проводились строительно-монтажные, пуско-наладочные работы и так далее. В соответствии с представленными в суд документами, в 2008-09 годах предприятие вложило в муниципальное имущество около 5,3 миллиона рублей, и результат этих инвестиций впоследствии достался поселению в виде «неотделимых улучшений» муниципального имущества. Пусть «Коммунальные системы» распоряжались им незаконно, но деньги — есть деньги. Они потрачены, и конкурсный управляющий Владимир Фомин склонен считать, что поселения, тем самым, неосновательно обогатились. Арбитражный суд Смоленской области эту позицию поддержал частично, оценив неосновательное обогащение поселения за счет «Коммунальных систем Смоленского района» в 4,2 миллиона рублей, и постановил взыскать эту сумму за счет муниципальной казны.
— Я подготовил два ходатайства: одно о проведении технической экспертизы, чтобы установить объем реально выполненных работ, и о привлечении к рассмотрению дела Ростехнадзора в качестве третьего лица, — говорит глава Стабенского сельского поседения Александр Жеребнюк, который занял свой пост в ноябре прошлого года, не имея ни малейшего понятия о масштабе финансовых проблем муниципалитета. — Судья отказала, и, в принципе, я ее понимаю: суд длится с 2014 года, и все ходатайства, конечно, нужно было вносить раньше.
По словам Александра Жеребнюка, у него вызывает сомнение уже тот факт, что конкурсный управляющий «Коммунальных систем Смоленского района» включил в перечень «неотъемлемых улучшений» различные наладочные работы и, например, приобретение сильфоугля для системы химической очистки котельной. Наладку оборудования нужно проводить регулярно, угольный фильтр также нуждается в периодической замене, так что какое уж тут «неотъемлемое улучшение»…
Стоит отметить, что «Коммунальные системы» сдавали имущество в аренду частному предприятию и, согласно документам, в 2008-12 годах получили за это 5,7 миллиона рублей. Поскольку имуществом они владели незаконно, муниципалитет мог бы претендовать на эти средства, но встречный иск, скорее всего, успеха не принесет. Ответчик уже банкрот, сформирована очередь из его кредиторов, и даже если арбитраж удовлетворит претензии поселения, получить эти средства удастся нескоро и вряд ли в полном объеме.
Упомянутое частное предприятие, кстати, также присоединилось к иску конкурсного управляющего Владимира Фомина и предъявило Стабенскому сельскому поселению собственные претензии на сумму около 800 тысяч рублей (здесь речь идет об инвестициях в виде монтажа сетевых насосов). Они также удовлетворены судом, и, в конечном итоге, сумма, которую муниципалитет должен выложить за участие во всей этой сомнительной истории, составила около пяти миллионов рублей. Это примерно треть доходной части местного бюджета.
Аналогичным образом «неосновательно обогатилось» Гнездовское сельское поселение — на 1,7 миллиона рублей. Дело назначено к рассмотрению в первой инстанции, и шансов, что процесс пойдет как-то иначе, никаких.
Ни главы поселений, ни глава района пока не представляют, каким образом решать проблему. Единственный вариант — обжаловать судебные решения, сколько можно, но и здесь перспективы не блестящие. Третья жертва конкурсного управления Владимира Фомина — Гнездовское сельское поселение, «неосновательно» обогатившееся примерно на миллион рублей — уже прошло апелляционную и кассационную инстанцию, и его жалобы остались без удовлетворения.