Первая проблема, которая стоит перед ЦБ в 2016 году — это девалютизация банковских активов и пассивов, а вторая — это пресечение кредитования компаний с признаками нереальной деятельности, отметил зампред Банка России Василий Поздышев.
Зампред Банка России Василий Поздышев обозначил основные проблемы, которые намерен решать в 2016 году надзорный блок ЦБ.
Самая первая проблема, которая стоит перед ЦБ в 2016 году — это девалютизация банковских активов и пассивов, отметил Поздышев. «Риски валютных активов проявились очень серьезно. Если бы не проявились, вы бы не просили у нас «игрушечные» коэффициенты, «игрушечные» валютные курсы для расчета обязательных нормативов», — отметил он.
ЦБ в январе повысил коэффициенты риска по валютным кредитам, намерен увеличить отчисления в ФОР по валютным пассивам.
Вторая по значимости проблема — это пресечение кредитования компаний с признаками нереальной деятельности. «Мы в рамках проверок посетили большое количество «потемкинских деревень», некоторые из них были очень красивыми, мы делали самые разные опыты, эксперименты», — сказал зампред ЦБ.
Он рассказал, что регулятор проверял фирмы с признаками нереальной деятельности несколько раз до передачи списка таких компаний банкам и после. Порой при повторных проверках в некоторых фирмах обнаруживались следы реальной деятельности — появлялись «картинки, фотографии на стенах, были компьютеры, были люди, какие-то договора».
Банк России намерен увеличить требования по уровню резервов по кредитам компаниям с признаками нереальной деятельности с 50% до 100%.
Еще одна проблема, стоящая перед ЦБ — борьба с фиктивным капиталом банков. «Здесь я вижу большое количество схем по искусственному увеличению капитала. От них надо избавляться. Пока я делаю вербальную интервенцию, через 3-5 месяцев эти интервенции будут уже невербальными», — предупредил Поздышев.
Следующая актуальная для ЦБ тематика связана с кредитами физическим лицам. «Это риски портфельных ссуд. В портфелях есть два основных риска — вывод средств через кредит физическим лицам по поддельным паспортам, вторая тема — более сложная — манипуляция с помощью перевода кредитов из портфеля с одним уровнем просрочки в портфель с другим уровнем просрочки», — отметил Поздышев.
Инспекторы ЦБ будут проверять выборочно кредиты в розничных портфелях, и если по ним необходимо досоздать резервы, то это коснется и всех других кредитов из этого портфеля.
«Если по этой выборке мы увидим необходимость доформирования резервов относительно тех резервов, которые банк сформировал, исходя их уровня просрочки… Мы будем иметь возможность применить такое требование на весь портфель, из которого сделана выборка. Считаю, что серьезно», — сообщил зампред ЦБ. Он отметил, что в 2016 году эта мера вступит в силу.
ЦБ будет более активно оценивать залоги самостоятельно, поскольку видит довольно переоцененные залоги, порой в десятки раз, сообщил Поздышев. «Залог, несмотря на то, что он не находится на балансе банка, критически влияет на размер капитала банка, если он переоценен», — отметил он.
Банк России также готов скорректировать нормативную базу по нормативу Н25, проводит работу с банками, у который зашкаливает уровень кредитования бизнеса собственников.