Счетная палата проверит, как используются средства на нужды инвалидов

Счетная палата проверит, как используются средства на нужды инвалидов

В марте Счетная палата планирует проверить эффективность использования бюджетных денег, направленных на нужды инвалидов в Фонд социального страхования, рассказала «Российской газете» председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. И сообщила, что у ведомства возникли вопросы к тому, как идет расчет стоимости пенсионного коэффициента, от которого зависит размер конкретной пенсии.

Счетная палата подготовила оперативные доклады об исполнении бюджетов Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) за 2015 год (есть в распоряжении «РГ»). Аудиторы отмечают общую проблему фондов — недостатки в планировании собственных расходов.

Например, ФСС, который, по мнению депутатов Госдумы, сегодня является одной из самых закрытых организаций, получил в 2015 году из федерального бюджета на поддержку инвалидов — обеспечение их современными техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезов, 21,6 миллиарда рублей. Но к концу года остаток неизрасходованных средств по этому направлению составил свыше 515 миллионов рублей.

В то же время, по предварительным данным, в ФСС поступило 3 миллиона заявок от инвалидов на получение реабилитационной техники. Было выполнено 2,7 миллиона заявок, или 85%. При этом Счетная палата еще в сентябре 2015 года обращала внимание, что ФСС может не освоить средства по этому направлению полностью. Как сказала «РГ» председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, контролеры планируют завершить в марте 2016 года проверку эффективности использования денег, направленных государством в 2013-2015 годах на нужды инвалидов.

Аудиторы также обратили внимание, что в 2015 году ФСС за счет средств федерального бюджета, направленных на санаторно-курортное лечение льготников, смог обеспечить путевками около 155 тысяч человек. Это всего 27,4% обратившихся. Выявлено также низкое исполнение и по некоторым гарантированным социальным выплатам. Речь идет о расходах на выплаты людям, подвергшимся воздействию радиации в ходе ядерных испытаний.

По единовременным выплатам в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями израсходовано 2,1 миллиарда рублей, что составляет 89,2 процента от запланированного.

К 1 января 2016 года, по оперативным данным ФСС, остаток средств фонда составил 188 миллиардов рублей, в том числе: по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (109,1 миллиардов рублей), по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (74 миллиардов рублей), средства федерального бюджета (2,9 миллиарда рублей), средства ФОМС (1,8 миллиарда).

Бюджет ФСС в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством оказался дефицитным на 70 миллиардов рублей. Резко увеличились расходы на выплаты по несчастным случаям на производстве, а также единовременных пособий и оплату больничных. Настораживает, что у ФСС растут долги по страховым взносам. Недоимка фонда по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 9 месяцев 2015 года выросла на 38,4 процента, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 19,2 процента.

Это связано в большей степени с ростом числа банкротств предприятий, отмечают аудиторы. Теперь о ПФР. Увеличиваются выплаты всех видов пенсий (страховой, накопительной, по государственному обеспечению). В прошлом году они достигли 6,2 триллиона рублей. Это на 16 процента больше, чем в 2014 году. И, по мнению аудиторов, связано с индексацией размеров пенсий, а также с ежегодным увеличением числа пенсионеров. Население страны стареет, в их ряды вливается все больше людей. Кроме того, из-за высокой инфляции увеличился размер индексации страховой пенсии.

Счетная палата констатирует традиционную для бюджета ПФР зависимость от трансферта из федерального бюджета. На обеспечение сбалансированности Фонда в 2015 году было направлено 814 миллиардов рублей из федерального бюджета, тогда как планировалось 689,9 миллиарда. То есть на 124 миллиарда больше, а это дополнительные средства, выделенные из федерального бюджета в конце 2015 года, которые оказались невостребованными.

Аудиторы обращают внимание на рост недоимки ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: она увеличилась за 2015 год на 5,6 процента и составила 191,6 миллиарда. Большую роль в росте недоимки, говорят в Счетной палате, сыграло увеличение числа организаций — плательщиков страховых взносов, находящихся в процедуре банкротства, и тех, кто не сдает вовремя отчетность.

Счетная палата отмечает и низкое исполнение по некоторым социальным обязательствам. К примеру, расходы ПФР на компенсации северянам по переезду в другую местность составили всего 7,2 процента от плана. Причина — огрехи в планировании ПФР. Всего же фонд планировал потратить на эти цели 1,6 миллиарда рублей. Меньше стали ездить отдыхать из районов Крайнего Севера на Большую землю и пенсионеры. Им положено оплачивать билеты для проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года. Эту статью расходов Пенсионный фонд исполнил всего на 51,1 процента от утвержденных бюджетных ассигнований.

Счетная палата отмечает низкие объемы доходов ПФР за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц — всего 21,6 процента от годового плана. Основная причина: действие программы государственного софинансирования пенсионных накоплений было продлено до 31 декабря 2014 года только в ноябре 2014 года. «Позднее принятие программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а соответственно, неопределенность ее реализации снизило в 2014 году заинтересованность населения в системе дополнительных страховых взносов», — подчеркивает Голикова.

Цифры, которые приводит глава Счетной палаты, говорят сами за себя. К 1 января 2015 года о своем желании дополнительно вносить взносы на старость официально заявили 15,9 миллиона россиян. Но из них реально участвовали в программе всего 78,7 тысячи человек.

Не все гладко и с недавно принятой пенсионной формулой, по которой размер пенсии зависит от стоимости пенсионного коэффициента. В Счетной палате указывают на правовую коллизию при определении стоимости одного пенсионного коэффициента для определения размера страховой пенсии. Одним пенсионным законом его стоимость установлена только исходя из индекса роста потребительских цен в России (71 рубль 41 копейка). В то же время другой закон требует определять его стоимость исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной зарплаты и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. Аудиторы

отмечая эту проблему, делают вывод, что правительство до сих пор не утвердило единую методику определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента.

Напомним, что бюджет Пенсионного фонда исполнялся в условиях моратория на передачу страховых взносов на накопительную пенсию, так что ПФР не планировал передачу собранных страховых взносов НПФ. Тем не менее, Фонд собрал эти страховые взносы более чем на 659,6 миллионов рублей. У девяти негосударственных пенсионных фондов ЦБ отозвал лицензии, перечислив в 2015 году в бюджет ПФР в счет возмещения недостатка средств пенсионных накоплений на 42,4 миллиарда рублей .

К 2016 году общие расходы Пенсионного фонда составили 7,6 триллиона рублей, превысив его доходы (7,1 триллиона рублей). Дефицит образовался в размере 543,6 миллиарда рублей (87,3 процента от планируемого дефицита). А Федеральный фонд обязательного медстрахования 1 января 2016 года встретил с дефицитом в 65 миллиардов рублей, что на 22 миллиарда рублей превышает показатель, утвержденный законом о бюджете фонда.

При этом источники покрытия дефицита бюджета — остатки денежных средств фонда прошлых лет — тают. К 1 января 2016 года они составили около 42 миллиардов рублей, в то время как на 1 января 2015 года их было почти 107 миллиардов.

Анализируя причины дефицита бюджета ФОМС, аудиторы показывают, что он складывается за счет низкого поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения. На это, разумеется, повлияло снижение фонда заработной платы в сложных экономических условиях 2015 года, поясняют в Счетной палате.

В то же время, как и в случае с ПФР и ФСС, растет недоимка по взносам и пеням на ОМС работающего населения: на 1 января 2016 года она достигла более 42 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 5,8 миллиарда. Меры, принимаемые Пенсионным фондом по взысканию задолженностей, недостаточны, говорят контролеры.

Счетная палата настаивает на скорейшем определении единой методики расчета стоимости одного страхового пенсионного коэффициента

Также аудиторы говорят, что в 2015 году территориальные фонды ОМС получили 1,4 триллиона рублей на реализацию переданных полномочий в сфере ОМС. Денег не получили только Калмыкия и Дагестан, потому что они не перечисляли страховые взносы на ОМС неработающего населения в сумме более 1 миллиарда рублей, говорят в Счетной палате. Указанная ситуация настораживает, т.к. может привести к ограничению доступности в оказании медицинской помощи в этих регионах.

Отдельное внимание в оперативном докладе уделяется низкому исполнению расходов фонда на единовременные выплаты медицинским работникам, благодаря которым государство намеревалось в 2015 году дополнительно трудоустроить в сельские населенные пункты и рабочие поселки 6400 врачей. При запланированных на эти цели 3,2 миллиарда рублей перечислено было на треть меньше — 1,9 миллиарда. В связи с этим у аудиторов возникли вопросы к качеству планирования фондом указанных расходов и организации соответствующей работы с регионами по привлечению и закреплению кадров.

В оперативном докладе Счетной палаты также констатируется, что территориальным фондам ОМС в декабре 2015 года из бюджета было дополнительно перечислено 9,4 миллиарда рублей на закупку лекарств в связи с изменением курсов валют. «Учитывая, что доля средств на лекарственные препараты и медицинские изделия в тарифе на оплату медицинской помощи не определена, есть риск, что в условиях роста цен эти средства в регионах могут быть направлены на услуги ЖКХ и другие косвенные расходы», — предупредила Голикова. Кроме того, позднее доведение денег в конце финансового года мешает их полному освоению. Проверка, пообещала глава Счетной палаты, будет проведена в 2016 году.

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика