В этом году под серьезным ударом окажется сам институт ипотечного кредитования, в случае с рублевыми кредитами главный «бич» — растущая безработица, считает директор аналитического департамента ИК «Окей Брокер».
Ранее сообщалось, что рост просроченной задолженности по ипотеке с начала 2015 года составил 34,7%, и на 1 декабря достиг 38,9 миллиарда рублей. Падение ВВП РФ в ноябре в годовом выражении ускорилось до 4%, за январь-ноябрь 2015 года к аналогичному периоду прошлого года снижение ВВП составило 3,8% против 3,7% в январе-сентябре и 4,1% в третьем квартале.
«Я думаю, что пик будет во второй половине года. Пик дефолтов по валютной ипотеке, на наш взгляд, уже пройден. Те, кто в здравом уме, уже давно реструктурировали валютную ипотеку в рублевую. Дефолты по рублевым ипотечным кредитам, впрочем, будут иметь несколько иную природу по сравнению с валютными «собратьями», — отмечает собеседник агентства. По его словам, если основным триггером «валютных драм» была резкая девальвация рубля, которая в одночасье сделала качественных заемщиков низкокачественными, то в случае с рублевыми кредитами главный «бич» — растущая в стране безработица и повсеместные задержки с выплатами зарплат.
Речь идет не о падении кредитного качества заемщиков, а последствиях экономического кризиса в целом, поясняет Рожанковский. «У правительства больше не будет рецептов для подобной категории граждан, ведь они сделали всё правильно, и взяли кредит в той валюте, в которой получают доход — в рублях», — поясняет эксперт. При таком развитии событий под серьезным ударом уже окажется сам институт ипотечного кредитования – в той же мере, в которой находится весь потребительский сегмент.
Президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева, в свою очередь, отмечает, что говорить о возможности массового дефолта рублевых ипотечных заемщиков пока точно преждевременно – все будет зависеть от дальнейшей макроэкономической ситуации в стране. «Однако допуская такую возможность, важно отметить, что в случае реальной угрозы этот сегмент заемщиков, скорее всего, сможет рассчитывать на определенную государственную поддержку. Подобные антикризисные меры мы уже наблюдали в 2015 году, когда рынок столкнулся с массовым дефолтом валютных заемщиков. Тогда кредиторам были даны определенные рекомендации по работе с этим сегментом заемщиков», — рассказывает Докучаева.
По ее словам, на данный момент более 105 тысяч кредитов, оформленных на покупку на жилья, имеют просроченную задолженность против 80 тысяч на начало года. Из них на просроченную задолженность свыше 90 дней приходится около 40%. При этом каждый 25 кредит в сегменте ипотечного кредитования является просроченным. В прошлом году данный показатель был несколько ниже — каждый 30 кредит имел просрочку.