Необходимость ужесточения законодательства в АСВ объясняют ростом числа проблемных банков и вывода активов
В частности, по образцу Китая предлагается создать межведомственную комиссию по выявлению случаев незаконного вывода активов за границу, куда войдут представители МВД, Следственного комитета, ФСБ, Министерства иностранных дел, ЦБ и АСВ. Также обсуждается внедрение китайского опыта работы с анонимными сообщениями о местонахождении активов за границей и их бенефициаров. В частности, речь идет о выплате вознаграждения за информацию, которая сделала возможным взыскание активов. По примеру Турции предлагается ввести досудебный запрет на выезд за пределы страны руководителям и собственникам банков, в отношении которых введены ограничения на привлечения вкладов.
По данным издания, поправки к законодательству представил на заседании межведомственной комиссии по противодействию незаконным финансовым операциям гендиректор АСВ Юрий Исаев. В АСВ от комментариев отказались.
Необходимость ужесточения законодательства в АСВ объясняют ростом числа проблемных банков и вывода активов. С 2005 года, когда было создано АСВ, под управление агентства поступили более 400 банков. По данным агентства, реальная стоимость активов финансовых организаций на дату отзыва лицензии составляет лишь 10% их балансовой стоимости, а в более чем 80% случаев причины банкротства имеют криминальный характер и связаны с выводом активов. Взыскать активы в судебном порядке — задача трудновыполнимая. Как было сказано на заседании комиссии, из 1,2 трлн рублей, взысканных по искам агентства, по факту в конкурсную массу поступило всего 22,8 млрд.
По оценке участников рынка, ужесточением законодательства проблему преднамеренного банкротства и вывода активов не решить. «Сам посыл о создании специализированных групп по выявлению фактов незаконного вывода активов правильный, но механизм его реализации не прописан», — говорит вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов. По его словам, по сути, необходимые инструменты (подписка о невыезде, арест имущества и др.) четко прописаны в Уголовно-процессуальном кодексе.
Таким образом, речь надо вести не об изменении законов, а о правоприменительной практике, эффективной или неэффективной работе в рамках действующих законов.