Срок погашения долга Украины перед Россией на 3,075 миллиарда долларов прошел 20 декабря. Кабмин Украины 18 декабря ввел мораторий на выплату долга, таким образом Киев смешал суверенные обязательства с корпоративными долгами.
Замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, комментируя решение украинских властей о моратории, заявил, что оно не стало неожиданностью. Неожиданным стало, что Украина, вводя мораторий, смешала суверенные обязательства с корпоративными долгами. Решение Украины не изменит тактику властей РФ, связанную с реализацией плана по началу судебного разбирательства с должником, заявил замглавы Минфина.
Глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков заявил, что мораторий Украины — незаконное решение, нарушающее международное право; если правительство РФ подаст в международный суд на действия Киева, то оно его обязательно выиграет.
Суду быть
Россия ранее выразила готовность реструктурировать долг, разрешив погашать по одному миллиарду в 2016–2018 годах при условии предоставления гарантий по нему от властей США или ЕС, либо одного из международных финансовых институтов.
Как отмечал ранее министр финансов РФ Антон Силуанов, зарубежные партнеры отказались давать такие гарантии. После этого президент РФ Владимир Путин поручил кабмину подавать в суд на Украину, если та не погасит долг.
Сторчак в пятницу пояснил, что в соответствии с кредитной документацией факт неплатежа признается по истечении 10-дневного льготного периода после даты выплаты обязательств по внешнему долгу, которая у Украины наступает 20 декабря.
«Таким образом, несмотря на мораторий… мы по-прежнему исходим из практической целесообразности начать судебное разбирательство только после того, как истек 10-дневный льготный период», — заявил он.
При этом он выразил уверенность, что у коллег из Украины как потенциальных участников судебного процесса нет шансов на то, чтобы выиграть этот процесс.
После выступления Сторчака Министр финансов Украины Наталия Яресько заявила, что Украина готова к переговорам с РФ по долгу, а также выразила надежду на досудебное решение вопроса. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк ранее в пятницу заявлял, что власти Украины готовы судиться с Россией из-за долга в 3 миллиарда долларов.
По новым правилам
В начале декабря совет директоров МВФ утвердил реформу, позволяющую фонду кредитовать должников даже в случае их дефолта по суверенному долгу (долгу перед официальным кредитором).
Комментируя это решение, глава Минфина РФ Антон Силуанов называл его поспешным, предвзятым, принятым исключительно в ущерб России и в целях легализации возможности Киева не платить по своим долгам.
Однако, как отмечает Сторчак, в настоящий момент Украина вряд ли найдет новые источники для рефинансирования долга, а лимиты финансовой помощи со стороны таких институтов, как МВФ, ЕБРР, скорее всего, будут исчерпаны уже в 2016 году.
«Конечно, можно предположить, что кто-то перекредитует Украину или, как говорят, рефинансирует накопленный долг, но после начала судебных разбирательств желающих со стороны частного сектора, скорее всего, не будет», — сказал журналистам Сторчак.
При этом он отметил, что не видит, «за счет каких дополнительных ресурсов украинское правительство будет проводить структурные реформы», как, например, реформы «Нафтогаза» и газораспределительной сети Украины, требующие огромных вложений.
Трактовка преткновения
Украинское правительство трактовало данный долг перед РФ как коммерческий, так как он образовался в результате выкупа бондов на Ирландской бирже, и включила бонды, выкупленные Россией, в список бумаг, держателями которых являются частные кредиторы, и по которым принято решение о реструктуризации.
Однако, согласно правилам МВФ, инструмент приобретения в данном случае не имеет значения: статус долга квалифицируется по его приобретателю. РФ также указывает, что евробонды Украины были выкуплены на нерыночных условиях (по низкой процентной ставке).
МВФ ранее подтвердил, что долг Украины перед РФ является официальным, а не частным, а значит, по правилам МВФ, не может быть реструктурирован на тех же условиях, что и долг перед частными кредиторами.
Украина 13 ноября завершила реструктуризацию части госдолга, которая затронула ценные бумаги на 15 миллиардов долларов, из которых 3 миллиарда долларов было списано.
«К сожалению, эта ошибочная точка зрения о том, что еврооблигации Украины, принадлежащие РФ и частным кредиторам, являются одним и тем же, завела ситуацию в этот судебный тупик. Но так получилось. В суде все будет выглядеть, на мой взгляд, очень просто», — уверен Сторчак.
При этом замминистра отметил, что после того, как положительное судебное решение в пользу России вступит в силу, возникнет вопрос его исполнения, и это будет трудно реализовать.
«Как обычно бывает с любым судебным решением, принятым в отношении суверенного кредитора (перспективы возврата долга Украины туманны — ред.). Активы суверена находятся под иммунитетом, и если они добровольно не хотят вернуть эти деньги, исполнить судебное решение, то кредитору или истцу в данном случае придется самому искать эти активы… причем незащищенные суверенным иммунитетом», — заявил Сторчак.
По его словам, это достаточно трудоемкая, напряженная работа. «Есть ли у Украины как суверенного государства международные активы на 3 миллиарда долларов, я не знаю. Скорее всего, таких денег нет, поэтому процесс долгий (будет — ред.)», — продолжил он.
Он отметил, что Украина испытывает реальные финансовые трудности. «Мы всегда говорили, что мы не хотели эти финансовые трудности усугублять. А то предложение, которое было сделано в Анталии, свидетельствует о том, что Россия достаточно искренне себя вела. По приведенной стоимости предложение, озвученное президентом (Путиным – ред.) очень близко к тому, на каких условиях частные кредиторы реструктуризировали свой долг. Это мнение экспертов МВФ», — отметил замглавы Минфина РФ.