Народ созрел для бизнеса

Социологи выяснили, почему многие наши граждане хотели бы открыть свое дело, но так и не решаются на это Наталья Тимашова

В 2015 году предпринимательский потенциал в России немного вырос по сравнению с прошлым годом: 37% наших соотечественников допускают для себя возможность начать собственное дело (в 2014-м таких было 34%). 56% респондентов считают сегодняшнее российское общество дружественным для предпринимательства. Такие оптимистичные выводы содержит ежегодное глобальное социологическое исследование предпринимательской деятельности (AGER), проведенное немецкой исследовательской компанией GfK и Мюнхенским техническим университетом в 44 странах, включая РФ. Данные исследования по России пока нигде не публиковались, но корреспонденту «НИ» удалось получить некоторые выдержки из него.

Фото: STOCK

От России в данном исследовании приняли участие 2111 человек. Социологи выяснили, что в чем-то мнения о предпринимательстве россиян и граждан других стран расходятся, а в чем-то совпадают. Так, число положительно настроенных к малому и среднему бизнесу в России лишь немногим меньше среднемирового показателя (71% и 75% соответственно), а вот «индекс предпринимательского духа» в нашей стране значительно ниже среднего по планете (32% и 51%). Боязнь неудачи в бизнесе у россиян также намного выше «средней температуры по больнице».

Решиться на перемены в жизни нашим людям мешают разные факторы, и основной из них – «финансовые обременения вплоть до банкротства» (его назвали 50% опрошенных). За ним следуют «угроза экономического кризиса» (21%), «юридические последствия, такие как судебные иски» (19%) и «риск разочаровать или потерять мою семью» (18%).

Если в других странах на вопрос о мотивации для открытия собственного дела люди чаще всего говорили о стремлении к самореализации, то у россиян главный посыл – это получение источника дополнительного дохода. Возможно, одна из причин подобной «меркантильности» россиян – их обостренное чувство ответственности за близких, которых надо содержать и которым надо помогать. О положительном отношении к предпринимательству заявили 79,5% опрошенных, имеющих детей, и 66,9% опрошенных без детей.

Образ предпринимателя у наших соотечественников тоже свой, отличный от других. На первом месте довольно неожиданный ответ: предприниматели, как правило, «хотят получать от жизни удовольствие», в среднем же по миру респонденты считают, что «предприниматели любят узнавать новое».

Хотя опрошенные мужчины и женщины относятся к предпринимательству одинаково положительно и мотивация у всех похожая, представительницы прекрасного пола намного меньше уверены в себе и своих силах при открытии бизнеса, чем сильная половина россиян. Среди мужчин намного больше тех, кто готов начать собственное дело, для них характерна более твердая уверенность в своих способностях к ведению бизнеса. Чем моложе человек, тем лояльнее он к предпринимателям и тем больше у него желание начать свое дело: в возрастной группе 16–19 лет о положительном отношении к предпринимательству заявили 85,6% респондентов, а в группе респондентов старше 70 лет таких оказалось всего 41,3%.

Существенно влияет на интерес к предпринимательской деятельности и уровень образования: среди сограждан с высшим образованием потенциальных бизнесменов намного больше, чем среди людей без диплома, при этом для них важнее самореализация и успешное совмещение работы и личной жизни, чем материальные факторы.

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика