Российская авиация-2015: год падений и взлетов

Прошедший год принес авиакомпаниям немало сюрпризов. Не оправдались мрачные прогнозы относительно «ЮТэйр», а «Аэрофлот», который позаботился о пассажирах «Трансаэро» оказался в двойственной ситуации.

Российская авиация-2015: год падений и взлетовСпад авиационных перевозок в России можно было бы считать закономерным итогом в уходящем году, учитывая общее сокращение экономики страны, а в этот раз он был подогрет и другими факторами: свою роль сыграли уход с рынка второй крупнейшей авиакомпании РФ – «Трансаэро», а также ограничения полетов в Египет, Турцию и на Украину.

И хотя, по оценке Минтранса, общее количество перевезенных авиакомпаниями РФ пассажиров по итогам 2015 года останется на уровне прошлого года, пассажирооборот (количество человек, помноженное на расстояние перевозок) снизится примерно на 7%.

«Падение доходов очевидно, и на короткие перелеты еще деньги есть, а дальние — нет», — пояснял ранее замминистра транспорта Валерий Окулов. Самим авиакомпаниям год принес немало сюрпризов. Так, не оправдались мрачные прогнозы аналитиков относительно судьбы увязшей в долгах «ЮТэйр». Похоже, что зона турбулентности для нее пройдена успешно: за год предприятию удалось избежать банкротства и получить господдержку.

Крупнейший российский перевозчик к концу года оказался в двойственной ситуации: потребуется ли господдержка «Аэрофлоту», который позаботился о пассажирах «Трансаэро» и трудоустроил его бывших сотрудников – покажет время. Пока руководство компании довольствуется бонусами в виде доставшихся ему самых «вкусных» направлений бывшего конкурента и пробует свои силы в качестве главного законодателя цен на рынке авиаперевозок, чем уже привлек к себе внимание ФАС.

Перераспределение авиапотоков

Падение международного сегмента авиаперевозок обозначилось еще в конце прошлого года, когда он ушел в минус на 5-6%. В целом российские авиакомпании перевезли в 2014 году более 93 миллионов пассажиров, показав рост на 10%. Глубина продаж тогда сократилась до месяца-полутора.

В начале 2015 года стало очевидно, что сокращение международных авиаперевозок связано со снижением туристической привлекательности заграничных поездок из-за падения курса рубля. Это экономическое явление имело и свои плюсы: оно начало подталкивать рост внутреннего туризма.

К октябрю 2015 года эта тенденция стала отчетливо проявляться, на фоне отсутствия падения авиаперевозок в целом. По данным Росавиации, авиакомпании в январе-октябре 2015 года увеличили общий объем пассажирских перевозок на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 80,885 миллиона человек. Перевозки пассажиров за 10 месяцев на внутренних линиях составили 45,445 миллиона человек, превысив показатели прошлого года на 15,5%. На международных авиалиниях пассажиропоток наоборот упал на 13,9% — до 35,441 миллиона человек.

Исключением стала дочка Аэрофлота «Победа», которая в этом году начала выходить на зарубежные направления – в Братиславу (рядом с которой находится Вена) и Бергамо (рядом с Миланом).

Приземление «Трансаэро»

Конец высокого туристического сезона в начале сентября омрачился остановкой деятельности второго по величине авиаперевозчика РФ — частной компании «Трансаэро», работающей на рынке с 1991 года. За 2014 год авиакомпания перевезла на своих рейсах почти 13,2 миллиона пассажиров.

Она оказалась не в состоянии обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами на сентябрь 2015 года около 250 миллиардов рублей. Ее билеты перестали продаваться, а летать самолетам авиакомпании было запрещено с 26 октября. Пассажиров до 15 декабря перевозили авиакомпании группы «Аэрофлот» и другие перевозчики, среди которых компании группы S7, «Уральские авиалинии».

Сейчас суды завалены исками кредиторов авиакомпании. Но активов, которые остались у «Трансаэро», хватит только на покрытие долгов по налогам, кредиторы могут не получить свои деньги, такое мнение в конце ноября высказал акционер и представитель одного из кредиторов «Трансаэро», которому принадлежит, по его словам, 4,5% авиакомпании, частный акционер аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев.

Основным преемником «Трансаэро» стал его главный конкурент: 24 самолета из парка будут эксплуатироваться в группе «Аэрофлот». Половина сотрудников из 10 тысяч человек, также будет трудоустроена в авиакомпаниях группы. Кроме того, «Аэрофлот» получил допуск на 56 международных маршрутов «Трансаэро» сроком на один год с возможностью дальнейшей пролонгации. Как говорил в интервью РИА Новости гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, авиакомпания рассчитывает вернуть потраченные на решение проблем пассажиров «Трансаэро» около 17 миллиардов рублей за счет полетов по этим направлениям.

Привилегированное положение «Аэрофлота» уже спровоцировало конфликт с антимонопольной службой: ФАС предупредила, что может поставить вопрос о перераспределении этих маршрутов. Кроме того, глава ведомства Игорь Артемьев высказал недовольство ценовой политикой «Аэрофлота» и не исключил возбуждения антимонопольного дела.

Выход из зоны турбулентности

«ЮТэйр», которая на конец 2014 года оценивала общий размер собственного долга в 167 миллиардов рублей, напротив, за прошедший год смогла договориться с основными кредиторами о реструктуризации задолженности, и похоже, после такой воздушной болтанки топ-менеджмент вскоре сможет отключить табло «пристегните ремни».

В ноябре Арбитражный суд Ханты-Мансийского округа прекратил производство по делу о банкротстве «ЮТэйр», в связи с отказом последнего заявителя по делу о банкротстве — Татфондбанка от своего заявления. Позже газета «Ведомости» сообщила о том, что авиакомпания подписала соглашение о реструктуризации долга в размере 43 миллиардов рублей с синдикатом из 11 банков. Окончательной договоренности о реструктуризации долгов с кредиторами «ЮТэйр» может достичь к концу года.

Общий план спасения «ЮТэйр» включал мероприятия правительства РФ, Тюменской области, НПФ «Сургутнефтегаз», который является основным акционером авиакомпании, а также банковских структур.

В частности, власти ХМАО-Югра, где «ЮТэйр» осуществляет более 90% авиаперевозок, и Тюменской области внесли в уставный капитал авиакомпании соответственно 2,5 и 11,5 миллиарда рублей. Также перевозчик запрашивал у правительства РФ госгарантии на сумму около 40 миллиардов рублей. Межведомственная комиссия при Минэкономразвития в апреле одобрила предоставление авиакомпании госгарантий в размере 19,2 миллиарда рублей.

Небесные войны

В 2015 году впервые в истории авиации из-за террористических угроз были введены ограничения на полеты россиян по двум массовым направлениям для отдыха. С 6 ноября после теракта на борту российского лайнера А321, в результате которого погибли 224 человека, Россия в одностороннем порядке прекратила авиационное сообщение с Египтом. С 14 ноября было прекращено обслуживание рейсов авиакомпании EgyptAir в московском аэропорту «Домодедово». На 6 ноября в Египте, по данным Ростуризма, находилось около 79 тысяч туристов, которые были возвращены в Россию.

Кроме того, с 1 декабря власти РФ запретили продажу туристических путевок и чартерные рейсы в Турцию, при этом регулярное авиасообщение с этой страной будет находиться под особым контролем с точки зрения обеспечения безопасности. Ограничительные меры в отношении Турции были приняты после трагедии с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС над Сирией.

Руководитель транспортного комитета Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин отмечает, что ежемесячно в Египет летали 200-300 тысяч туристов. По данным замдиректора аэропорта «Домодедово» Дениса Нуждина, от закрытия авиасообщения с Турцией аэропорты РФ потеряют 10% направлений, в Египет — 8%. Падение российского рынка чартерных авиаперевозок по итогам 2015 года, с учетом закрытия Египта и Турции, составит около 40% по сравнению с прошлым годом, говорил в начале декабря замминистра транспорта РФ Валерий Окулов.

Закрытие Украины

Украинские власти 16 сентября наложили санкции на 25 российских авиакомпаний, две из которых уже к тому моменту не существовали. Согласно документу, опубликованному на сайте президента Украины, в санкционный список попали крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот» и его три дочерние авиакомпании — «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Россия», а также находящаяся в предбанкротном состоянии авиакомпания «Трансаэро», кроме того, в перечень включены «Якутия» и авиакомпании группы S7. Согласно документу, перевозчикам частично или полностью запрещены транзит ресурсов, полеты и перевозки по территории Украины.

Все перечисленные компании летали чартерами или регулярными рейсами в ставший российским Крым. В ответ на действия Украины РФ ввела зеркальные меры. Авиакомпании России и Украины с 25 октября приостановили прямые перелеты между странами.

За первое полугодие 2015 года пассажиропоток между двумя странами составил около 657 тысяч человек. Из них российские авиакомпании перевезли 431 тысячу человек, такие данные привел 2 октября министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский. Если до запрета средняя цена билета на рейсах в Киев из Москвы составляла 7-8 тысяч рублей, теперь из Москвы в Киев можно добраться лишь стыковочными рейсами, стоимость которых составляет от 13 тысяч рублей.

РИА Новости

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика