Новая компания получит 24 самолета банкрота
«Аэрофлот» определился с планами по созданию замены для покинувшей рынок «Трансаэро». Объединенная «Россия» на базе трех дочерних перевозчиков госкомпании получит 24 самолета из парка «Трансаэро» и будет обслуживать из Внуково и петербургского Пулково внутренние рейсы, а также отдельные международные маршруты по «средним» тарифам. Это, по мнению экспертов, приведет к формированию на российском авиарынке «квазимонополии с доминирующем госучастием».
«Аэрофлот» опубликовал презентацию для инвесторов, в которой приводятся параметры новой объединенной авиакомпании «Россия» на базе трех его дочерних перевозчиков (кроме собственно «России» это «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии»). Новая компания будет работать в «среднем ценовом сегменте», развивая внутренние перевозки и рейсы за рубеж «по выборочным направлениям», в том числе по маршрутам остановленной 26 октября «Трансаэро». Сейчас в маршрутной сети трех компаний 90 направлений — 48 внутренних и 42 международных. За счет «Трансаэро» также увеличится парк «России», где сейчас 64 самолета. В него войдут 10 Boeing 777 и Boeing 767, а также 14 Boeing 747, принадлежавшие проблемному перевозчику.
Объединенная компания будет выполнять полеты из московского аэропорта Внуково и петербургского Пулково. Совладелец Внуково Виталий Ванцев подтвердил «Ъ», что планы размещения новой компании в аэропорту уже согласованы. В «Аэрофлоте» «Ъ» сообщили, что перевозчик может начать работу «в обновленном формате» в середине 2016 года по тарифам ниже, чем у материнской компании.
Сейчас «Донавиа» летает во Внуково, рейсы «Оренбургских авиалиний» распределены между Домодедово и Внуково, «Россия» — в Домодедово. В Домодедово пока не готовы обсуждать перспективу потери перевозчиков, отмечая лишь, что в зимнем расписании, действующем до марта 2016 года, изменений не предусмотрено. Источник «Ъ» в отрасли говорит, что обсуждается параллельное перебазирование из Внуково в Домодедово дочернего лоукостера «Аэрофлота» — авиакомпании «Победа», но пока окончательное решение не принято.
Сейчас все три компании работают в разных сегментах. «Россия» сосредоточена на прямых и транзитных рейсах из Петербурга. «Оренбургские авиалинии» в основном обслуживают региональные рейсы, а также курортные направления. «Донавиа» летает из городов юга России по ряду региональных маршрутов, а также по отдельным международным маршрутам, в основном в страны СНГ. Их общий пассажиропоток в январе—сентябре составил 7,4 млн человек.
Впервые идея выделения в группе «Аэрофлот» «среднего ценового сегмента» путем консолидации трех дочерних перевозчиков прозвучала в октябре — как раз после того, как стал очевидным крах «Трансаэро» и сорвалась сделка по покупке ее самой госкомпанией.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что при создании «столь масштабного игрока» возникает риск серьезной конкуренции внутри группы «Аэрофлот». Конструкция, подчеркивает эксперт, «больше напоминает форму плановой экономики, а не коммерческий проект». По мнению господина Борисова, на фоне остановки «Трансаэро» стратегия «Аэрофлота» неизбежно приведет российский авиарынок к «квазимонополии с доминирующем госучастием».
Елизавета Кузнецова