Председатель Внешэкономбанка (ВЭБа) Владимир Дмитриев может уйти в отставку в ближайшее время, правительство ищет ему замену, пишут «Ведомости». По данным издания, об отставке могут сообщить вслед за объявлением о госпомощи ВЭБу.
О возможной отставке Дмитриева изданию рассказали два госбанкира, знающие об этом от чиновников правительства, два сотрудника ВЭБа и один из чиновников. «Грядут большие перемены и в самом ВЭБе, и в его структуре», — сообщил один из них. Сам Дмитриев на вопрос «Ведомостей» о возможности ухода прямо не ответил, сказав, что уходить не хочет и местом доволен.
По информации издания, разговоры об отставке Дмитриева идут давно. В последнее время они активизировались, а полтора месяца назад появилась окончательная уверенность: руководство ВЭБа должно обновиться, рассказывают сотрудники госкорпорации. По словам собеседников «Ведомостей», ВЭБ превратился в черную дыру, которая постоянно тянет бюджетные деньги: в этом году ему решено выделить еще 300 млрд рублей из ФНБ и 27,5 млрд рублей из прибыли ЦБ для повышения достаточности капитала. Весь ноябрь чиновники обсуждали, как спасти ВЭБ от дефолта по внешним долгам, погашение которых в общей сложности может потребовать 1,5 трлн рублей.
Пока невозможно четко понять, где вина Дмитриева, а где — правительства, признают чиновники. Но еще при создании госкорпорации правительство допустило концептуальную ошибку: не разграничило нерыночные активы и активы, «более или менее работающие», отмечает высокопоставленный чиновник.
Сам Дмитриев считает, что банк пострадал от поступившего сверху директивного требования покупать нерыночные активы, и уходить не торопится. «Разгребать «плохие» активы — это его стихия», — рассказывает близкий к Дмитриеву человек. Если баланс ВЭБа расчистить, то госкорпорацию можно «перезапустить» заново, рассуждает он. Тем более что в 2016 году ВЭБу предстоит погасить всего около 3 млрд долларов, добавляет сотрудник банка.
Дмитриева защищает председатель совета директоров МДМ Банка и бывший замминистра финансов Олег Вьюгин, его начальник в Минфине в начале 2000-х годов. Дмитриев работал тогда заместителем директора департамента по привлечению инвестиций, уточняет издание. «Он — как солдат: исполняет то, что ему поручено; навряд ли в этой истории много его личной вины», — говорит Вьюгин. Хотя как менеджер Дмитриев должен был предупредить акционера о последствиях принимаемых решений, признает Вьюгин.
Работавший с Дмитриевым консультант характеризует его как «очень хорошего политика, мастера договоренностей», но о его менеджерских качествах судить не берется: «Сам ВЭБ не про это».
Вопрос о том, кто заменит Дмитриева, пока открыт. Среди заместителей Дмитриева кандидат — только Петр Фрадков (глава Росэксимбанка и ЭКСАР), говорит сотрудник ВЭБа: «У него есть сила и авторитет благодаря статусу отца, чтобы нести этот чемодан без ручки» (Михаил Фрадков — бывший премьер-министр, а сейчас директор Службы внешней разведки). Среди претендентов собеседники издания также называют первого зампреда ВЭБа Михаила Полубояринова и бывшего замминистра экономического развития Кирилла Андросова. Но замена вряд ли волшебным образом все исправит, сомневаются собеседники издания: нужно привлекать людей, умеющих реструктурировать проекты, и давать им карт-бланш.