Бывший глава НПО «Мостовик» Олег Шишов и директор ФГУП «Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе» Андрей Поплавский проходят обвиняемыми по одному из дел о хищениях в Приморском океанариуме.
Изначально Приморский океанариум планировалось открыть к началу саммита АТЭС-2012, но дата ввода в эксплуатацию несколько раз переносилась, последний срок истек в сентябре 2014 года. Сейчас власти региона ожидают, что объект заработает весной 2016 года. Особое внимание эта тема получила после визита президента Владимира Путина на остров Русский. Сейчас расследуются несколько уголовных дел о хищении на стройках океанариума.
Бывший глава НПО «Мостовик» Олег Шишов и директор ФГУП «Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе» Андрей Поплавский проходят обвиняемыми по одному из этих дел.
В отличие от Шишова, который согласился сотрудничать со следствием, Поплавский настаивает на собственной невиновности. По мнению обвиняемого, его совесть чиста, а следствию стоит тщательнее расследовать «кредитные схемы» его предполагаемого соучастника.
По версии следствия, с марта 2010 года по сентябрь 2014 года Поплавский и Шишов присвоили около 2 миллиардов рублей, выделенных на строительство научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум». Кроме того, следствие считает, что Поплавский присвоил еще 40 миллионов рублей из выделенных на океанариум денег.
Поплавскому и Шишову предъявлено обвинение по статье «Мошенничество», им грозит до 10 лет лишения свободы.
Мосгорсуд 6 ноября продлил до 13 марта срок ареста Поплавскому. Шишов, который также находится под арестом, признал свою вину, дал показания против Поплавского и других подозреваемых и сотрудничает со следствием. В настоящее время дело в отношении Шишова завершено и направлено для рассмотрения в суд Омска.
Надо расследовать кредитные схемы
По словам находящегося под арестом Поплавского, «Мостовик» неоднократно получал большие денежные суммы в качестве авансов государственных заказчиков, которые якобы перечислялись в рамках государственных контрактов и договоров подряда (в случае финансирования из внебюджетных источников).
Вся эта деятельность якобы велась «для создания фиктивной видимости организации строительных работ на объектах в Приморском крае, Омской области, Республике Тыва», так как основной целью гендиректора «Мостовика» Шишова, по мнению Поплавского, было получение средств на погашение ранее взятых в банках кредитов, использованных (по утверждению самого Шишова) на строительство олимпийских объектов в Сочи.
«Более того, я обращал внимание следствия, что именно предоставление Шишовым безотзывных банковских гарантий обеспечивало НПО «Мостовик» получение авансов на строительство государственных объектов, в связи с чем «схема» получения и погашения Шишовым кредитов и банковских гарантий требует самого тщательного расследования», — заявил Поплавский корреспонденту РИА Новости.
В августе 2012 года «Мостовик» уже фигурировал в скандале со строительством одного из олимпийских объектов в Сочи. Так, в отношении руководства НПО, по данным СМИ, было возбуждено уголовное дело о завышении стоимости при строительстве санно-бобслейной трассы для Олимпиады в Сочи. Само предприятие тогда опровергло обвинения в хищении, отметив, что цены выросли из-за сложных условий строительства.
Со строек выводились огромные суммы
По словам обвиняемого, в апреле 2011 года — ноябре 2013 года Сбербанк России выдал в адрес государственных заказчиков обязательства гаранта за действия «Мостовика» на сумму более 11,1 миллиарда рублей, что якобы подтверждается определением Арбитражного суда Омской области от ноября 2014 года.
«Шишов передавал эти гарантии госзаказчикам для получения авансовых денежных средств, которые потом направлялись по его распоряжению не на строительство, а обратно в банк для погашения ранее принятых кредитных обязательств. Таким образом, со строек выводились огромные суммы», — утверждает Поплавский.
При этом, по словам обвиняемого, обязательства самого «Мостовика» были обеспечены только поручительством Шишова как физического лица, из-за чего «у Сбербанка России по состоянию на март 2015 года возникли расходы в размере 6,7 миллиардов рублей (фактически выплаченные по требованию заказчиков суммы гарантий), не обеспеченные залогом имущества».
«Эта сумма в условиях инициированного Шишовым банкротства компании «Мостовик», чья кредиторская задолженность превысила уже 67 миллиардов рублей, останется непогашенной у ОАО «Сбербанк России», 52,32% голосующих акций которого принадлежит Центральному Банку Российской Федерации», — утверждает Поплавский.
«Я никогда не распоряжался средствами бюджета РФ»
Судебная строительная экспертиза выявила, по словам Поплавского, факт занижения им (как управляющим дирекцией) стоимости работ, выполненных «Мостовиком» при строительстве океанариума, в среднем, на 15-20% по сравнению с объемом средств, утвержденным УДП РФ для финансирования объекта.
По словам обвиняемого, в уведомлении УДП РФ от ноября 2014 года говорится об отсутствии какого-либо ущерба от действий Дирекции в связи с возвратом более 4,8 миллиардов рублей, находящихся в ответственности у ФГУП, на расчетные счета Дирекции. Как утверждает Поплавский, именно эти его действия обеспечили сохранность средств инвестора путем истребования банковской гарантии.
«При этом факт хищения НПО «Мостовик» 1,6 миллиарда рублей из средств федерального бюджета, не обеспеченных никакими гарантиями, подтвержденный в том же уведомлении УДП РФ, следствием отнесен почему-то к моей ответственности, хотя я никогда не распоряжался средствами бюджета РФ в силу правового положения ФГУПа. Хищение средств федерального бюджета следствием не рассматривалось», — заявил Поплавский.
Счетная палата не обнаружила никаких нарушений
Поплавский утверждает, что Управление делами президента (УДП) РФ в ходе предварительного следствия подтвердило факты изъятия на 1 января 2014 года из бюджета строительства свыше 6,5 миллиардов рублей, перечисленных в качестве авансовых платежей генеральному подрядчику — компании «Мостовик».
При этом, по словам обвиняемого, расследование уголовного дела о хищении денежных средств на объекте «ограничилось суммой 1,1 миллиарда рублей и завершилось спустя шесть месяцев со дня его возбуждения».
«Причем следствие считает, что я в сговоре с Шишовым заранее завысил сметную стоимость на 10%. Но как я мог это сделать, если проектно-сметную документацию готовил подрядчик в лице «Приморгражданпроекта», и далее она согласовывалась с Контрольно-реквизиционным управлением УДП РФ. Счетная палата РФ несколько раз проверяла и сметы, и объект, и никаких нарушений не было обнаружено», — утверждает Поплавский.
Здоровье подводит
По словам Поплавского, выездное судебное заседание по избранию ему меры пресечения длилось четыре дня, прерываясь по настоянию врачей из-за критического состояния здоровья обвиняемого.
«Прошу принять во внимание, что судебное заседание по избранию мне меры пресечения в виде заключения под стражу проходило в палате реанимации интенсивной терапии для больных с острым нарушением мозгового кровообращения, куда я был доставлен каретой скорой медицинской помощи с диагнозом «Ишемический инсульт», — отметил Поплавский.
При этом обвиняемого, по его словам, в состоянии средней тяжести поместили под стражу. В течение года по настоящий момент он находится в СИЗО.
Признал свою вину
В отличие от директора ФГУПа, другой фигурант этого дела Шишов признал свою вину в апреле, дал признательные показания против Поплавского и других подозреваемых, заключив сделку со следствием.
«Я сам пошел на сотрудничество (со следствием), изобличил тех, кто воровал и указал свою роль», — заявлял обвиняемый в ходе одного из заседаний суда.
Экс-глава «Мостовика» также ходатайствовал о применении особого порядка проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по делу, следствие по которому в отношении Шишова завершено и направлено для рассмотрения в суд Омска.