Банки грозят обанкротить реальный сектор экономики
В 2015 году банками подано около 50 тысяч исков о банкротстве юридических лиц, что на 30% больше, чем в прошлом. Такие данные обнародовали аналитики информационного портала W-City.net. По их мнению, подобная активизация банков в сфере сутяжничества грозит ликвидацией большой части компаний реального сектора экономики: в основном под ударом оказываются строительные, производственные, транспортные и машиностроительные предприятия России.
Крупнейшие отечественные банки не собираются мириться с потерей своих сверхприбылей и пытаются компенсировать колоссальные убытки за счет своих корпоративных клиентов. По данным информационного квартала, полученным от крупного адвокатского бюро «Пепеляев Групп», в этом году банки подали на 30% больше исков о банкротстве своих заемщиков-юридических лиц, чем в прошлом.
Эти данные подтвердила «НИ» адвокат «Пепеляев Групп» Юлия Литовцева, ссылаясь на официальную статистику судов. «В 2014 году количество дел в производстве составляло 37,8 тысячи, а по итогам неполных 11 месяцев этого года – 49,2 тысячи», – сказала она. Г-жа Литовцева считает, что банки начали чаще инициировать банкротство своих клиентов из-за ухудшения экономической ситуации в стране.
Многие организации не смогли адаптироваться к новым условиям после обвальных событий декабря 2014 года, добавляет аналитик Национального рейтингового агентства Егор Иванов. «Заемщики из категории хороших перешли в категорию проблемных, а банки, не видя других способов взыскания долгов, вынуждены прибегать к крайней мере», – поясняет он.
С одной стороны, банки понять можно – они хотят вернуть свое. С другой стороны, кризис не щадит никого, и предприятиям, особенно реального сектора, крайне непросто сейчас расплачиваться по кредитам, взятым в более благополучные времена. Банки же, на фоне серьезного ухудшения финансового положения российских компаний транспортного, машиностроительного, строительного секторов, все чаще используют иски о банкротстве для давления на корпоративных заемщиков.
В этом году самыми громкими случаями стали инциденты с «Трансаэро» и «СУ-155». Иски о банкротстве «Трансаэро» подали Сбербанк, Альфа-банк и ВТБ. Иски о банкротстве строительной компании «СУ-155» подали «Глобэкс», ВТБ и Сбербанк. Были и другие примеры: в августе стало известно, что Альфа-банк собирается обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом компании «Стройгазконсалтинг», а в октябре Сбербанк готовил иск о банкротстве крупной ювелирной компании «Адамас».
Как утверждают эксперты, высокими темпами растет количество обращений банков в арбитражные суды, которые рассматривают финансовые споры юридических лиц. Например, только Арбитражный суд Москвы всего за шесть месяцев 2015 года зафиксировал значительный рост количества исков о банкротстве компаний – на 120% больше, чем за тот же период годом ранее. Причем, как отмечают юристы, неоправданно высокая судебная активность прямо пропорциональна размеру бедствия, которое терпит та или иная кредитная организация: чем больше проблем у банка, тем чаще он пытается прибегнуть к крайним мерам и «разобраться» со своими клиентами в судебном порядке. Например, Московский Кредитный Банк совсем не подавал исков о банкротстве в 2014 году, а за неполный 2015 год уже инициировал 13 банкротств. Промсвязьбанк в этом году также подал на несколько десятков исков о банкротстве больше, чем в прошлом.
Президент банка «Югра» Алексей Нефедов утверждает, что инициация банкротства – это крайний шаг, к которому банк прибегает, когда клиент избегает встреч с ним и реструктуризация невозможна. Кроме того, представители банковского сообщества поясняют, что иски о банкротстве помогают им оспаривать сделки должника по незаконному выводу активов.
«Если экономика стабильна, то кредиторы готовы ждать, когда заемщик расплатится по долгам, – говорит адвокат Юлия Литовцева. – Но сейчас они рискуют, что их кто-то опередит – подаст иск раньше или взыщет долг вне банкротства. И хотя банкротство – дорогостоящая процедура для банков, но в ряде случаев это единственная возможность что-то получить. Именно поэтому банки предпочитают банкротить в основном крупные компании».
Если так пойдет и дальше, вся российская экономика в самом скором времени буквально погрязнет в судебных разбирательствах и тяжбах, а постановления и апелляции заменят реальные экономические показатели, предупреждают аналитики. «Сложившуюся ситуацию следует оценивать как чрезвычайную, – сказал «НИ» главный редактор портала W-City.net Тимофей Суровцев. – Инициированные банками массовые банкротства становятся эффективным инструментом окончательного развала национальной экономики. И все чаще под банкротство попадают даже предприятия стратегического значения, деятельность которых связана с национальной безопасностью страны».