ВТБ в течение года наблюдал постепенное снижение нормы резервирования и стоимости риска, но «этот полет был прерван ситуацией с «Трансаэро», отметил финансовый директор второго по активам российского банка Герберт Моос.
ВТБ в течение года наблюдал постепенное снижение нормы резервирования и стоимости риска, но «этот полет был прерван ситуацией с «Трансаэро», отметил Моос. «Тема постепенного снижения создания резервов, она прослеживается, и она позитивная… В третьем квартале… у нас было влияние довольно значимое «Трансаэро», оно не позволило нам реализовать такой же тренд», — заявил он.
Как отметил Моос, «нитью через финансовые результаты» банка с начала года проходили темы восстановления маржи, снижения нормы резервирования и стоимости риска, контроль над издержками, «тренд рекорда» комиссионных доходов. Кроме того, начал расти кредитный портфель банка — рост составил 4% за девять месяцев против снижения на 6% за полугодие.
ВТБ ранее неоднократно заявлял, что «закрыл» проблемы по Украине и «Мечелу», которые перестали влиять на финансовые результаты ВТБ. Однако проблемы с «Трансаэро» создали значимый негативный вклад в результаты банка в третьем квартале.
«В третьем квартале нас настигло «Трансаэро»… Создание резервов в рознице продолжало падать, в корпоративном сегменте также было падающим с четвертого квартала прошлого года, первый, второй — в этом. К сожалению, этот полет был прерван попаданием в резервы «Трансаэро», — отметил он.
Итоги третьего квартала
Чистый убыток по МСФО группы ВТБ за девять месяцев составил 10,9 миллиарда рублей против прибыли в 5,4 миллиарда рублей годом ранее. В третьем квартале ВТБ получил чистую прибыль в размере 6,2 миллиарда рублей против 0,4 миллиарда рублей за третий квартал прошлого года и в 5 раз выше, чем во втором квартале.
Отчисления в резервы в январе-сентябре снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 17,7% и составили 136,9 миллиарда рублей, что хуже консенсус-прогноза РИА Новости, составленного на основании опроса аналитиков — 129,4 миллиарда рублей. Расходы на резервы в третьем квартале составили 57 миллиардов рублей, что на 12,3% ниже показателя годичной давности. Из них расходы на резервы по корпоративному портфелю составили 40,9 миллиарда рублей. Аналитики прогнозировали, что банк нарастит резервы на 51,6 миллиарда рублей.
Кредитование корпоративных клиентов в третьем квартале выросло на 13%, по итогам девяти месяцев — на 5,4%, розничных — рост на 1,8% и снижение на 1,2% соответственно. Чистые процентные доходы ВТБ в январе-сентябре сократились на 24,5%, до 202,5 миллиарда рублей. Чистая процентная маржа по итогам девяти месяцев снизилась до 2,5% с 4,3% за аналогичный период 2014 года. При этом в третьем квартале она выросла до 3,2% с 2,5% во втором и 1,7% — в первом кварталах.
«В третьем квартале мы продемонстрировали существенный рост кредитного портфеля и клиентских привлечений… По мере постепенной переоценки стоимости обязательств, процентная маржа группы продолжала расти, что наряду с высоким уровнем комиссионных доходов способствовало дальнейшему восстановлению чистой прибыли. Стоимость кредитного риска при этом оставалась на контролируемом уровне, несмотря на то, что нам пришлось сформировать значительные резервы под обесценение задолженности отдельных корпоративных заемщиков», — заявил президент — председатель правления банка ВТБ Андрей Костин, слова которого приводятся в сообщении банка.
Сценарий банкротства «Трансаэро»
Финдиректор отметил, что резервы по кредитам «Трансаэро» в третьем квартале составили 16,4 миллиарда рублей, включая провизии по лизинговому долгу — это те потери, которые банк оценивает при банкротстве авиаперевозчика. «Все, что мы должны были в третьем квартале, мы зарезервировали. В зависимости от изменения ситуации… Как вы знаете, ситуация с «Трансаэро» еще не завершена, будем смотреть на ситуацию. Если она будет развиваться в лучшую сторону, мы подумаем, стоит ли распускать какие-то резервы, если в худшую сторону — можем их доформировывать», — добавил зампред ВТБ.
«Резервы, связанные с «Трансаэро», отражают текущий статус нашей задолженности и перспектив урегулирования этой задолженности с этой компанией. Поскольку ряд банков подал на банкротство этой компании, естественно, у нас сформировался определенный сценарий урегулирования этой задолженности. Согласно этому сценарию, мы предполагаем потери в размере той суммы резервов, которые мы создали. Если этот сценарий будет меняться, мы будем изменять нашу оценку. На сегодняшний момент это сумма тех потерь, которые группа ВТБ понесет по всем продуктам, взаимоотношениям с данной компанией, если будет реализован сценарий банкротства», — добавил Моос.
«Эта ситуация, к сожалению, или к счастью, пока еще живая, она как-то развивается… у этой истории есть пока что очень много путей развития… та ситуация довольно тяжелая и для банков, и для экономики», — резюмировал Моос.
История вопроса
Суд 19 октября возбудил дело о банкротстве «Трансаэро» по заявлению Сбербанка. Обоснованность требования крупнейшего российского банка о введении в авиакомпании наблюдения будет проверена 25 ноября. В дело о банкротстве вступили также ВТБ и Альфа-банк.
«Трансаэро» оказалась не в состоянии обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Продажа ее билетов остановлена, а пассажиров перевозят авиакомпании группы «Аэрофлот» и другие перевозчики. Сертификат эксплуатанта «Трансаэро» отозван 26 октября.
Как сообщал в октябре глава ВТБ Андрей Костин, находящаяся на пороге банкротства авиакомпания два месяца не платила ВТБ за лизинг самолетов. Лизинговый долг «Трансаэро» перед «ВТБ Лизингом» составляет 40 миллиардов рублей — авиакомпания управляла на тот момент 21 самолетом группы. Финансовый долг «Трансаэро» перед ВТБ составляет 12 миллиардов рублей, из них 9 миллиардов рублей — под госгарантиями.