Киев не намерен закрывать трехмиллиардный долг перед Москвой
Ситуация вокруг украинской задолженности России в размере 3 млрд. долларов стала окончательно и бесповоротно патовой. В минувшую пятницу Киев устами премьера Арсения Яценюка пообещал ввести мораторий на выплату кредита, если Москва не согласится на реструктуризацию долга. В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что отказ Украины выполнять свои обязательства автоматически будет означать ее дефолт, поскольку «речь идет о суверенном долге». Независимые эксперты предупреждают, что дело может кончиться судебным разбирательством, которое скорее всего растянется на годы.
Срок погашения выкупленных Россией в конце 2013 года за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) украинских облигаций наступает в декабре. Официальный Киев трактует этот долг как коммерческий и приглашает российских чиновников обсуждать реструктуризацию на общих основаниях. Москва же настаивает на его государственном, а значит, привилегированном статусе по сравнению с требованиями частных кредиторов.
Как уже писали ранее «НИ», глава Минфина Антон Силуанов не исключил, что Россия может воспользоваться правом суверенного заемщика и потребовать от МВФ признать программу финансирования Украины несостоятельной. По правилам МВФ, если государство не платит по официальным долгам, Фонд может прекратить с ним сотрудничество. Министр заявил также, что Россия предпримет юридические действия по защите своих интересов как кредитора, если долг не будет погашен в срок и в полном объеме с учетом набежавших процентов.
Между тем, как сообщает газета The Wall Street Journal, США вместе со своими европейскими партнерами планируют в конце ноября изменить политику кредитования МВФ, чтобы позволить фонду продолжить финансирование Украины в случае дефолта по российскому кредиту. Международная программа кредитования Украины рассчитана на четыре года: за это время, как предполагается, страна должна получить в общей сложности 17,8 млрд. долларов.
Напомним, в конце августа правительство Яценюка договорилось с кредиторами во главе с американским хедж-фондом Franklin Templeton о списании 3,6 млрд. долларов долга по облигациям на общую сумму около 18 млрд. долларов. Министр финансов Наталия Яресько предложила такие же условия России, но ее коллега Силуанов ответил отказом. А в минувшую пятницу Яресько заявила, что Украина успешно завершила реструктуризацию государственного и гарантированного государством долга на сумму 15 млрд. долларов. Условия этой реструктуризации не коснулись трехмиллиардного долга перед Москвой.
Украина готова судиться с Российской Федерацией во всех судах – коммерческих и арбитражных, заметил Арсений Яценюк: «Нам все время говорят о том, что Украина объявит дефолт. А мы не только не огласили дефолт, мы реструктурировали долг, мы списали часть долга и усилили финансовую стабильность банковского сектора. А что касается юридических вопросов с Россией, то есть два вопроса в Европейском суде, которые касаются аннексии Крыма и российской интервенции в Донецк и Луганск».
По мнению директора экономических программ киевского Центра им. Разумкова Василия Юрчишина, для Украины было бы психологически легче как можно скорее рассчитаться с Россией и закрыть эту страницу отношений с Кремлем. В то же время эксперт заметил, что это может вызвать недопонимание со стороны других кредиторов.
«Единственная проблема, которая сейчас существует для Киева в связи с долгом перед Россией, – это внутренние нормы МВФ, – сказал «НИ» старший научный сотрудник Института им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Они не позволяют кредитовать страны, которые находятся в состоянии дефолта и неурегулированной ситуации с кредиторами. Если МВФ изменит эти правила, что весьма вероятно, то программа кредитования Украины будет продолжена, а трехмиллиардный долг на многие годы зависнет в международных судах». Эксперт напомнил, что так произошло с Аргентиной, объявившей дефолт в 2002-м. Кредиторы до сих пор разбираются с ней: кто-то согласился на реструктуризацию, кто-то – нет.
«В конечном итоге Россия может получить свои деньги, но не стоит рассчитывать на их легкий возврат», – заметил г-н Жаворонков. В то же время он подчеркнул, что подобного рода скандальные ситуации с невыплатой долгов или с их принудительной реструктуризацией, невыгодной для кредитора, наносят стране имиджевый ущерб. «На месте украинских властей я бы постарался этот долг закрыть. В конце концов не такой уж он огромный», – сказал собеседник «НИ».