Сотрудники правоохранительных органов задержали бизнесмена Александра Григорьева, совладельца нескольких обанкротившихся финансовых структур, в том числе банка «Донинвест», стало известно «Коммерсанту». По версии следствия, в составе группы, в которую входило около 500 человек, он не только разорял банки, выводя из них наиболее ликвидные активы, но и мог организовать вывод за границу порядка 46 млрд долларов.
44-летний Александр Григорьев был задержан в минувшую пятницу сотрудниками главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД и УФСБ по Ростовской области в столичном ресторане «Сфера» на Новом Арбате, совладельцем которого он является и куда пришел пообедать со своей девушкой. В инкриминируемых ему хищениях он не сознался и заявил, что вообще у него денег нет. Впрочем, потом он просил отпустить его под залог в 105 млн рублей — именно такой ущерб ему сейчас вменяется в рамках дела о двух эпизодах мошенничества в особо крупном размере, — однако Ленинский райсуд Ростова-на-Дону отклонил его предложение, заключив Григорьева под стражу на два месяца.
Бизнесмен был арестован в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве, возбужденного ГУ МВД России по Ростовской области еще в апреле нынешнего года после обращения в правоохранительные органы представителей Центробанка. Как установили сотрудники ГУЭБиПК МВД, осуществляющие оперативное сопровождение по этому делу, за полгода до отзыва лицензии у банка «Донинвест» (банкротом признан в декабре 2014 года) теневой контроль над финансовой структурой получили Григорьев и его люди. Затем они с помощью тогдашнего председателя правления «Донинвеста» Аллы Калитванской и ее заместителя Светланы Гуленковой организовали вывод со счетов банка более 1 млрд рублей на подконтрольные членам группы компании, а также заключили фиктивные сделки по покупке недвижимости, в том числе в Крыму, более чем на 150 млн рублей. Обе дамы были задержаны оперативниками, а затем арестованы Ленинским райсудом, Ростовский областной суд оставил эти решения в силе.
По данным газеты, в ближайшее время дело в отношении Григорьева планируется передать из Ростова-на-Дону в следственный департамент МВД. Связано это с тем, что махинации, в которых, по версии правоохранителей, мог быть замешан бизнесмен, имели всероссийский масштаб.
Александр Григорьев также известен как совладелец обанкротившихся банков «Западный», «Транспортный», а также Русского Земельного Банка. Все они лишились лицензий в 2014—2015 годах. АСВ уже усмотрело в действиях менеджеров «Западного» признаки особо крупной растраты, обратившись по этому поводу в правоохранительные органы, но дело пока не возбуждено.
Однако правоохранительные органы, по информации «Коммерсанта», больше интересует другой вид деятельности Григорьева. По оперативным данным, он являлся одним из руководителей самой крупной в России ОПГ, занимавшейся операциями по обналичиванию. В ее деятельности участвовало более 500 человек и около 60 российских банков, в том числе с участием госкапитала. Через них только за последние четыре года из страны было выведено порядка 46 млрд долларов.
По оперативным данным, для вывода денег из России группа Александра Григорьева использовала так называемую молдавскую схему. Заключались фиктивные сделки, в том числе о кредитовании, между офшорными фирмами, гарантами по которым выступали граждане Молдавии. Последние находили поручителей из числа российских фирм-однодневок. Когда действие контрактов истекало, одна из сторон по нему не могла расплатиться с другой. В итоге кредиторы обращались в молдавский суд, и тот принудительно взыскивал долги. Решение суда принимали к исполнению судебные приставы, чьи счета находились в кишиневском Moldindconbank. Там же были открыты и корсчета лишившихся впоследствии лицензий банков Григорьева, которые якобы обслуживали российские фирмы-поручители. По данным службы по борьбе с отмыванием денег Молдавии, с 2010 по 2013 год только на основании решений молдавских судов различных инстанций с российских фирм-резидентов было взыскано 18,5 млрд долларов. На самом же деле схема лишь прикрывала вывод средств. Кроме того, той же группой для вывода средств могли использоваться схемы с участием литовских и эстонских банков. Как отметил источник «Коммерсанта», близкий к расследованию, с учетом всех этих обстоятельств Григорьеву в итоге могут инкриминировать организацию преступного сообщества.