«Нас не интересует формальное соблюдение требований на отчетную дату — реальные активы для выполнения обязательств должны быть на балансе страховщика в любой момент времени. Это наш приоритет в надзорной политике. Страховая компания должна иметь возможность выплачивать страховое возмещение», — подчеркнул он.
Жук уточнил, что с момента создания мегарегулятора финансовых рынков в сентябре 2013 года, когда на страховом рынке работало 430 компаний, 72 уже покинули рынок — в первую очередь из-за неспособности обеспечить должное качество активов.
Представитель ЦБ заверил, что «сейчас примерно у половины из 358 страховщиков отсутствуют настораживающие факторы при контроле активов». «В оставшейся половине часть компаний находится на текущем контроле, поскольку у нас есть к ним вопросы. Примерно к четверти от всех участников рынка у нас есть конкретные претензии — например, по размещению ценных бумаг в депозитарии с отозванной лицензий или в несуществующем иностранном банке», — рассказал он.
Жук подчеркнул, что ЦБ с января прошлого года активно изучает бизнес-планы проблемных страховщиков, чтобы понять, как компания собирается «перейти из точки отсутствия активов в точку их появления». Но «в каждой цифре размещения страховых активов» у регулятора есть доля сомнения. Например, экспертиза с участием профессиональных оценщиков может показывать переоцененность активов. При этом сомнение «не всегда реализовывается, и это хорошо», заметил Жук.
Он также оценил результаты запущенных Центробанком проверок активов страховщиков, занимающихся обязательными видами страхования: это «большое количество приостановлений и отзывов лицензий». По данным представителя ЦБ, «за неполный год на рынке ОСАГО стало работать на семь компаний меньше, на рынке обязательного страхования ответственности владельцев опасного объекта — минус 18 страховщиков, на рынке обязательного страхования ответственности перевозчиков — минус 16 компаний».
По страхованию ответственности застройщиков на начало года было 68 компаний, которые соответствовали финансовым требованиям, а в начале осени их стало 26. С 1 октября вступили в действие уточненные законом требования по собственным средствам страховщиков, и на 20 октября в список входят 19 страховых компаний и одно общество взаимного страхования.
Из 29 агростраховщиков около четверти (семь) не прошли проверку ЦБ на качество активов. Они получили предписания о необходимости устранения выявленных нарушений. Если предписания не будут исполнены, последуют приостановление лицензии и ввод временной администрации, подчеркнул Жук, отметив, что «по статистике, редкие участники после применения таких мер находят дорогу обратно на рынок».
Он признал, что взыскание долгов и передача портфелей страховщиков, ушедших с рынка, являются болезненными вопросами.
«Наиболее позитивная ситуация с обязательными видами страхования, — констатировал Жук. — Так, все обязательства по ОСАГО компаний — членов Российского союза автостраховщиков находятся под защитой компенсационного фонда союза. В части компаний Национального союза страховщиков ответственности тоже проблем с выплатами по долгам банкротов нет. К сожалению, по добровольным видам страхования картина другая: если компания с портфелем добровольных рисков уходит с рынка, как правило, обязательства перед клиентами в полном объеме не выполняются. Часто эффект от работы временной администрации невелик, потому что когда приходят ее специалисты, получается, как в том анекдоте: все сделали уже до нас».
Глава профильного департамента ЦБ отметил, что с положительной стороны показал себя институт кураторства в страховой сфере, при этом подчеркнул, что куратор от Центробанка (сейчас они назначены в 21 страховую компанию, также кураторами обеспечены еще 43 страховщика, которые контролируются тремя центрами компетенции) «обеспечивает не только оперативность получения Банком России информации от страховщика и ее анализ, но и… дает обратный сигнал от компании к Банку России». В ЦБ планируют, что к концу 2016 — началу 2017 года каждая компания будет наделена куратором, добавил Жук.
Комментируя по просьбе издания последствия предстоящих новаций на страховом рынке по исключению ряда активов из допустимых для размещения страховых резервов, представитель ЦБ признал, что «по некоторым позициям рынок… удивился»: предыдущие указания ЦБ по активам вступили в силу в начале 2015 года, и страховщики полагают, что регулятор частит с изменениями. «Но жизнь показала, что у нас есть для изменений основания. Ряд страховщиков «увлеклись» недвижимостью — в их балансах этот вид активов стал появляться чаще», — обратил внимание Жук. Но здесь надо быть внимательными, считает он: «Если это офис, который компания использует для своих целей или высокоэффективно сдает в аренду и получает дополнительный доход, — это одна ситуация. А если это неизвестные земли сельхозназначения за тысячи километров, которые ставятся на баланс по стоимости, завышенной в десять раз, — это другая ситуация». «Мы готовы также рассмотреть конкретику по ЗПИФам, ипотечным бумагам и прочим (активам)», — добавил он.