Одним из долгосрочных последствий банкротства авиакомпании «Трансаэро» станет недофинансирование банками экономики в размере 1 трлн рублей. Об этом написал накануне в своем блоге основатель группы «Онэксим», крупнейший из совладельцев банка «Международный Финансовый Клуб» миллиардер Михаил Прохоров.
Он поясняет, что банкротство системообразующей авиакомпании означает потерю банками более чем 200 млрд рублей, «что приведет к уменьшению их капиталов (а желающих вкладывать в банки практически нет, банки торгуются с коэффициентом 0,6 к капиталу)». Это, в свою очередь, «ведет к недофинансированию экономики в размере 1 трлн рублей».
В числе негативных последствий этого банкротства он также называет «увеличение доли «Аэрофлота» в перевозках до более чем 50% рынка, сокращение рабочих мест и потерю части квалифицированных кадров, снижение конкуренции, увеличение стоимости билетов и снижение качества обслуживания».
Также Прохоров предсказывает «цепочку банкротств туроператоров, некоторых банков, поставщиков нефтепродуктов и т. д., опять потери рабочих мест, налогов и расходы на вкладчиков банков из АСВ».
Все это обусловит значительные прямые и косвенные потери государственного бюджета, предупреждает бизнесмен в своем посте.
По его словам, «не хочется верить, что у наших экономических властей стоит задача сжать и огосударствить экономику до размеров 90-х и даже до более ранних периодов, когда были везде одни цены, одна государственная компания в отрасли, один бренд на всех», но «ситуацию с «Трансаэро» трудно трактовать иначе». «Сначала государство в лице «Аэрофлота» бодро заявило, что спасет компанию и реструктурирует все долги, успокоив и граждан, и кредиторов, и персонал, и пассажиров. Затем что-то не сложилось… поэтому будем банкротить, а «Аэрофлот» поруководит компанией-конкурентом, запустит процедуру ее банкротства и заберет лучшие маршруты себе», — пишет Прохоров. По его мнению, «Аэрофлот» в этой ситуации «действует как первоклассный рейдер» и, «без сомнения, выиграет».
Но все остальные проиграют, предупреждает бизнесмен и удивляется, что «инициатором банкротства выступает государство, хотя именно оно в итоге несет основные потери». По мнению миллиардера, государство выступает в данном случае «не как стратег, рачительный хозяин и старший партнер, а как слепая акула, подавая сигналы рынку об окончательной победе государственной экономики над частной и готовности «палить» свои деньги и деньги граждан на достижение сиюминутных результатов».
«Удивительно, но в то время как государство хочет обанкротить компанию и взять на себя все расходы на это, частные банки хотят компанию спасти, — пишет Прохоров. — Они предлагают конвертировать долги в акции, сформировать новую команду, сохранить рабочие места и конкуренцию — почему государству не помочь кредиторам, помочь выживанию, а не умиранию?! Дать шанс на спасение, обанкротить всегда успеем!» «Ответ, видимо, выходит за трех-шестимесячный горизонт видения нашего правительства», — иронизирует бизнесмен.
«Если не поддержать инициативу частных банков, то после еще двух-трех таких примеров не надо будет удивляться усилению оттока капиталов и отъезду наиболее активных в другие страны», — заключает он.