Поданы первые заявления о банкротстве авиакомпании
В отношении «Трансаэро», долги которой достигали 260 млрд руб., поданы первые заявления в суд о банкротстве от Сбербанка и Альфа-банка. Такую возможность изучает и ВТБ. Кроме того, несколько десятков контрагентов «Трансаэро» пытаются взыскать с перевозчика в судах долги на сумму более 11 млрд руб. По данным «Ъ», Росавиация уже в ближайшие дни определится с процедурой остановки действия сертификата эксплуатанта «Трансаэро».
Сбербанк и Альфа-банк подали заявления в суд с требованием признать банкротом авиакомпанию «Трансаэро». Заявление Сбербанка поступило в прошлую пятницу, говорится в картотеке арбитражных судов, Альфа-банк сообщил об иске вчера. Оба банка не стали комментировать мотивировочную часть исков и сумму долга. В «Трансаэро» и «Аэрофлоте» (фактически сейчас управляет деятельностью проблемной авиакомпании) отказались от комментариев.
О намерениях этих банков подать заявления о признании «Трансаэро» банкротом стало известно еще в начале октября. Тогда прошло совещание о судьбе авиакомпании у Дмитрия Медведева, на котором дальнейшая деятельность «Трансаэро», обремененной долгом 260 млрд руб. (неофициальная оценка на начало июня, из них кредиты перед банками — 85 млрд руб.), была признана невозможной. К тому моменту акционеры авиакомпании сорвали сроки оферты по продаже «Аэрофлоту» 75% плюс 1 акции «Трансаэро», а кредиторы не договорились об условиях реструктуризации долгов. По итогам встречи премьера с кредиторами, авиакомпаниями и профильными чиновниками, по сути, единственным возможным вариантом развития событий было выбрано банкротство «Трансаэро», а с 1 октября продажа билетов на регулярные рейсы перевозчика уже была остановлена. По сведениям «Ъ», на этой неделе Росавиация должна определиться, в каком формате будет приостановлено действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро».
В начале октября глава Сбербанка Герман Греф говорил, что банк обратится к процедуре банкротства, «как только просудит задолженность». Общая сумма долга «Трансаэро» перед банком (включая лизинг шести самолетов) — 11 млрд руб., из них 6 млрд руб.— по кредиту.
Альфа-банк судится с «Трансаэро» на сумму около 735 млн руб., от Сбербанка пока не поступали иски с требованием взыскать долги (по закону сейчас банк может подать заявление о банкротстве без предварительного взыскивания долга в суде). Самый крупный кредитор «Трансаэро» ВТБ «пока только изучает возможность подачи иска о банкротстве», сообщили вчера «Ъ» в банке. Лизинговая задолженность авиакомпании за 21 самолет перед ВТБ — 40 млрд руб., кредитная — 12,7 млрд руб., говорил в начале месяца глава банка Андрей Костин (90% кредита обеспечено госгарантией). Вчера в банке «Ъ» сообщили, что его дочерняя «ВТБ Лизинг» подала иски о взыскании просроченной задолженности «Трансаэро», но не уточнили размер требований.
Всего в картотеке арбитражных дел уже зарегистрировано не менее 50 исков от контрагентов «Трансаэро» более чем на 11 млрд руб. Среди них иски «Аэрофлота» на 5 млрд руб., ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» — более чем на 500 млн руб., поставщика авиатоплива «РН-Аэро» (принадлежит «Роснефти») — более чем на 3,4 млрд руб. Помимо Сбербанка, ВТБ и Альфа-банка кредиторами «Трансаэро» являются Газпромбанк, Новикомбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, МКБ, Абсолют-банк. Вчера источники «Ъ» в ряде этих банков сообщили «Ъ» что не планируют подавать иски о банкротстве, поскольку одного такого дела достаточно. «Основной вопрос в том, как и по какой цене будут реализованы залоги. Даже внутри сообщества кредиторов нет полной информации о том, какая часть кредитов имеет залоги, а какая часть беззалоговая, но именно с беззалоговой частью кредиторов ждут самые существенные трудности»,— поясняют собеседники «Ъ». В 2014 году бывший первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров говорил, что у авиакомпании в собственности было 15 самолетов (всего у «Трансаэро» более 100 судов, но большинство из них в лизинге). Не исключено, что часть самолетов перевозчика была заложена по кредитам.
«Банки выдержали паузу, связанную с необходимостью спокойно развезти основную массу пассажиров, а теперь лишь подтвердили текущий статус «Трансаэро»»,— говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Затягивать банкротство, по его мнению, нет смысла, поскольку «Аэрофлот», развозящий пассажиров, несет огромные убытки, а банкам хотелось бы определенности, чтобы попытаться вернуть хоть что-нибудь из активов.