Верховный суд обязал должников подтверждать, что у них есть средства для начала процедуры банкротства
Во вторник пленум Верховного суда России принял постановление, объясняющее тонкости процедуры банкротства граждан. Например, человек, желающий начать процедуру, должен будет положить на депозит средства для оплаты услуг арбитражного управляющего.
Также гражданину придется доказать, что его имущества будет достаточно для оплаты судебных расходов. Условия жесткие. Но иначе быть не может. Процедура личного банкротства призвана спасать граждан от долговой петли в самых тяжелых и безнадежных ситуациях.
С человека спишут непосильные долги, но ему придется отдать все, что имеет, кроме самого необходимого.
Напомним, что закон, разрешающий банкротство физических лиц,вступил в силу с 1 октября. В первые же дни в арбитражные суды поступили сотни исков. Как рассказывают юристы-практики, утром 1 октября в Арбитражный суд города Москвы даже выстроилась очередь в канцелярию. Юристы предположили, не в банкротстве ли дело, и, похоже, были правы. К обеду в суде сообщили, что туда были поданы более сотни заявлений. Возможно, это был ажиотаж первого дня. По словам очевидцев, очередь исчезла в тот же день, и с тех пор ее не видели. А заявления о банкротстве продолжают поступать уже в спокойном режиме.
500 тысяч рублей — такова минимальная сумма долга, при которой может начаться процедура банкротства гражданина
Интересно, что среди кандидатов в банкроты оказались даже предприниматели-миллиардеры и в целом богатые знаменитые люди. Правда, заявления подавали не они сами, а банки, которые по каким-то причинам очень недовольны этими людьми. Ведь по закону, подать соответствующее заявление может и сам человек, и его кредиторы.
Советник Федеральной палаты адвокатов России Василий Раудин в беседе с корреспондентом «РГ», заметил, что очереди и многочисленные заявления, скорее всего наплыв первых дней. «Хотя представляется, что некоторое время тенденция сохранится, а дальнейшая популярность банкротства граждан будет зависеть от эффективности процедур, введенных в этом году», — сказал он. Эксперты, кстати, долго спорили, насколько популярной будет новая процедура. Сейчас споры закончены, настала пора наблюдать. Скоро сами все увидим.
«Вообще, даже если предположить, что будет подано 3 с лишним миллиона заявлений о банкротстве граждан, в этом ничего удивительного не будет. Это примерно 2,5 процента населения России. Сейчас такой же процент российских компаний находится в банкротстве, — говорит Василий Раудин. — В целом не будет ничего странного в том, что более половины дел о банкротстве в России будет делами о банкротстве граждан. В США, например, порядка 85 процентов банкротных дел это дела о банкротстве граждан в связи с потребительским кредитованием».
По мнению экспертов, исков о банкротстве состоятельных граждан немного. Если взять процент банкротств известных компаний и процент банкротств известных граждан, то компаний будет больше. Правда, каждая громкая фамилия кандидата в банкроты вызывает резонанс, а две таких фамилии — это уже целая буря в медийном океане. По словам экспертов, банкротство состоятельного гражданина обусловлено, как правило, тем, что в какой-то период времени долги его бизнеса оказались на нем, а не на его компаниях. Так что это просто формальный момент, не более того.
Сама же процедура банкротства — дорогое удовольствие для человека. Пленум Верховного суда подтвердил, что судебные расходы по делу о банкротстве должника, в том числе расходы на уплату госпошлины, на опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, и расходы на выплату вознаграждения финансовому управляющему относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. Если средств недостаточно, процедура банкротства может быть прекращена на любой стадии.
Личные последствия, которые несет гражданин-банкрот, довольно строгие, но логичные. Само собой, портится его кредитная история. Банк вправе знать, кому он дает деньги и каковы шансы получить их назад. Гражданин-банкрот в течение пяти лет не сможет вновь самостоятельно инициировать собственное банкротство. Иначе недобросовестные граждане делали бы новые долги и «обнуляли» их каждый год.
Также вчера пленум Верховного суда одобрил законопроект, разрешающий рассматривать дела о банкротстве граждан по видео-конференц-связи: для этого арбитражные суды смогут связываться с районными судами общей юрисдикции.