Работники АвтоВАЗа предъявили руководству завода «недельный ультиматум» Сергей Мельник, Тольятти
Из конечной версии резолюции митинга, которую и передали в понедельник президенту АвтоВАЗа Бу Андерссону, пропали пять пунктов из девяти. В частности, требований национализации компании и отставки ее президента в письме больше нет. Речь идет только об экономических мерах.
В письме, подписанном председателем профсоюза «Единство» Игорем Витущенко (копия документа есть в редакции «НИ»), активисты требуют прекратить увольнения работников АвтоВАЗа по сокращению штатов; проиндексировать зарплату на 50% с учетом инфляции за последние два года; установить соотношение оплаты труда рядовых работников и управленческого аппарата завода на уровне 1:5 и отказаться от заемного труда в пользу штатных работников АвтоВАЗа.
Бу Андерссону в письме предлагается рассмотреть петицию в недельный срок, в противном случае профсоюз обещает инициировать на АвтоВАЗе процедуру коллективного трудового спора.
Напомним, 17 сентября информация о грядущем увольнении 15 тысяч работников завода и пяти тысяч сотрудников дочерних предприятий появилась на одном из местных интернет-порталов. Хотя официальный представитель компании поспешил опровергнуть этот «слух» в эфире одной из федеральных радиостанций, тольяттинцы восприняли эту информацию как тревожный сигнал.
Многолюдная акция 27 сентября была не первой и, видимо, не станет последней. Ей предшествовал сентябрьский же митинг в поддержку двух тысяч сотрудников компании «АвтоВАЗагрегат», находящейся на грани банкротства. А в октябре планируются ещё две акции – пикет и митинг перед домом областного правительства в Самаре. О таких планах сообщил профсоюзный активист Вячеслав Шепелев, скандально уволенный на минувшей неделе.
Отметим, что руководство АвтоВАЗа информацию о сокращениях по-прежнему отрицает. Как заявил «НИ» начальник пресс-центра предприятия Сергей Ильинский, АвтоВАЗ «крайне ответственно относится ко всем вопросам, которые затрагивают тему занятости, и всегда строит свою работу в полном соответствии с российским законодательством». «Вопреки слухам, в 2015 году ОАО «АвтоВАЗ» строго придерживается положений, зафиксированных в коллективном договоре. Как и было объявлено ранее, в рамках этого документа в 2015 году планируется сократить только 1100 «белых воротников», о чем еще в начале года была уведомлена региональная служба занятости», – говорит г-н Ильинский.
Однако бывший вице-мэр Тольятти, заместитель директора АвтоВАЗа по быту и социальным вопросам Аркадий Эстрин признает, что сокращения неизбежны. «Местные СМИ винят в сокращениях президента АвтоВАЗа. На мой взгляд, Бу Андерссон – самый сильный руководитель завода в перечне часто меняющихся в последнее время руководителей. Его цель – получение компанией прибыли, сохранение предприятия. В том, что рынок автомобилей рухнул, не вижу его вины. Просто он приводит численность работников предприятия соразмерно выпуску автомобилей», – говорит г-н Эстрин. По его словам, проблем в связи с кризисом не избежало ни одно предприятие: «Остановки производств, спад реализации продукции, сокращенный рабочий день, увольнения работников – сегодня эти явления охватывают всю страну».
Напомним, что информацию о сокращениях первым запустил местный интернет-портал tltgorod.ru. Его главный редактор Сергей Давыдов в беседе с «НИ» указывает, что сведения поступили из надежного источника, чей кабинет находится на одном из верхних этажей «изоленты» (так в Тольятти называют административную высотку ВАЗа), и были тщательно проверены с помощью другого источника. «Судя по всему, руководство предприятия изменило тактику: если раньше готовились и рассылались специальные пресс-релизы, где доходчиво разъяснялось, почему необходимо уволить в такие-то сроки и столько-то человек – то сейчас взято на вооружение нешумное расторжение договоров по соглашению с работником. Списки увольняемых составляют руководители подразделений, в которых, как говорится в недавнем приказе Бу Андерссона, имеется «избыточная численность персонала». Налицо скрытая форма сокращений», – комментирует собеседник «НИ».
Тема необходимости сокращений на АвтоВАЗе периодически поднимается еще с 1990-х годов, когда завод вел переговоры о возможном стратегическом партнерстве с западными автоконцернами. В частности, в руководстве Fiat заявляли, что, если сделка состоится, итальянцы будут настаивать на значительном снижении численности персонала. Речь шла о десятках тысяч вазовцев. Тогдашний гендиректор Владимир Каданников на это не пошел.
«Скрытых» сокращений на АвтоВАЗе сейчас опасаются многие тольяттинцы: считается, что открытое объявление о массовых увольнениях чревато социальным взрывом. В городе еще не забыли опыт 2009 года, когда было официально объявлено о планах избавиться от 27,6 тыс. вазовцев. Тогда профсоюз «Единство» вывел на площадь пять тысяч митингующих. Успокоить народ в Тольятти тогда приехал вице-премьер Игорь Шувалов. В итоге 22,5 тысячи работников всё же так или иначе покинули завод, многие – пройдя через «буферные» предприятия, созданные специально для этой цели.
«Сначала людям обещали золотые горы, если они перейдут добровольно в некий «Реформинг-центр», – вспоминает в беседе с «НИ» профсоюзный активист Вячеслав Шепелев. – Потом уже применяли методы запугивания, травли. И люди переходили. Потом эта компания просто растворилась – ликвидировалась. Сейчас под таким же брендом создан какой-то 49-й цех, который занимается хозработами».
Год назад, в августе, был другой скандал: один из вазовских топ-менеджеров проговорился в интервью французскому изданию Les Echos о желании довести к 2020 году штат компании до 30 тысяч человек (сегодня на АвтоВАЗе, согласно открытым источникам, работают 52 тыс. человек). И хотя в опубликованном вслед пресс-релизе компании объяснялось, что журналисты его неправильно поняли (никаких массовых сокращений не будет – всё произойдёт само собой, «за счет естественной убыли: выход на пенсию, расторжение трудовых договоров, увольнение по собственному желанию») – конечную цифру никто не опроверг. А в том же 2014 году «убыло» в два раза больше работников, чем могло среднестатистическим «естественным» путём. Уход «по собственному» простимулировали материально: выплатой до пяти окладов единовременно.
По мнению профактивиста Шепелева, так будут избавляться от «лишних людей» и впредь. В ход пойдут и «пряник» в виде единовременных выплат, и «кнут» в виде методов выдавливания «лишних» работников существует предостаточно: «Натравить на тех, кто упирается, бригаду, поставить на самые сложные операции, постоянно контролировать: во сколько с обеда пришёл». Но на прямые массовые сокращения администрация не решится, считает г-н Шепелев: «Они получили миллиарды из бюджета на то, чтобы людей не сокращали, а деньги-то эти куда-то ушли. Если напрямую в правительстве могут спросить: ребята, а где же деньги-то? Для них важно, чтобы всё тихо-мирно прошло. Мол, нет никакого сокращения у нас, люди сами увольняются».
Собеседники «НИ» признают: Тольятти сегодня не готов принять волну безработных. Уже преодолён «психологический барьер» – число нуждающихся в работе превысило количество вакансий, предлагаемых местной службой занятости (и это без учёта скрытой безработицы). И внушительную, если не решающую, роль в этом сыграли именно сокращения на АвтоВАЗе – за шесть лет от стотысячного коллектива на заводе осталась половина.