На тихом ходу. Работники АвтоВАЗа предъявили руководству завода «недельный ультиматум»

Работники АвтоВАЗа предъявили руководству завода «недельный ультиматум» Сергей Мельник, Тольятти

Работники АвтоВАЗа предъявили руководству завода «недельный ультиматум»Вчера представители независимого профсоюза завода «АвтоВАЗ» передали в администрацию предприятия письмо с требованиями митинга, прошедшего в городе 27 сентября. Первое и главное требование – прекратить увольнения вазовцев. Пока активисты планируют новые акции протеста, эксперты рассуждают, какими способами руководство завода попытается избежать социального взрыва из-за массовых сокращений. В руководстве АвтоВАЗа всячески отрицают подобные планы.

Из конечной версии резолюции митинга, которую и передали в понедельник президенту АвтоВАЗа Бу Андерссону, пропали пять пунктов из девяти. В частности, требований национализации компании и отставки ее президента в письме больше нет. Речь идет только об экономических мерах.

В письме, подписанном председателем профсоюза «Единство» Игорем Витущенко (копия документа есть в редакции «НИ»), активисты требуют прекратить увольнения работников АвтоВАЗа по сокращению штатов; проиндексировать зарплату на 50% с учетом инфляции за последние два года; установить соотношение оплаты труда рядовых работников и управленческого аппарата завода на уровне 1:5 и отказаться от заемного труда в пользу штатных работников АвтоВАЗа.

Бу Андерссону в письме предлагается рассмотреть петицию в недельный срок, в противном случае профсоюз обещает инициировать на АвтоВАЗе процедуру коллективного трудового спора.

Напомним, 17 сентября информация о грядущем увольнении 15 тысяч работников завода и пяти тысяч сотрудников дочерних предприятий появилась на одном из местных интернет-порталов. Хотя официальный представитель компании поспешил опровергнуть этот «слух» в эфире одной из федеральных радиостанций, тольяттинцы восприняли эту информацию как тревожный сигнал.

Многолюдная акция 27 сентября была не первой и, видимо, не станет последней. Ей предшествовал сентябрьский же митинг в поддержку двух тысяч сотрудников компании «АвтоВАЗагрегат», находящейся на грани банкротства. А в октябре планируются ещё две акции – пикет и митинг перед домом областного правительства в Самаре. О таких планах сообщил профсоюзный активист Вячеслав Шепелев, скандально уволенный на минувшей неделе.

Отметим, что руководство АвтоВАЗа информацию о сокращениях по-прежнему отрицает. Как заявил «НИ» начальник пресс-центра предприятия Сергей Ильинский, АвтоВАЗ «крайне ответственно относится ко всем вопросам, которые затрагивают тему занятости, и всегда строит свою работу в полном соответствии с российским законодательством». «Вопреки слухам, в 2015 году ОАО «АвтоВАЗ» строго придерживается положений, зафиксированных в коллективном договоре. Как и было объявлено ранее, в рамках этого документа в 2015 году планируется сократить только 1100 «белых воротников», о чем еще в начале года была уведомлена региональная служба занятости», – говорит г-н Ильинский.

Однако бывший вице-мэр Тольятти, заместитель директора АвтоВАЗа по быту и социальным вопросам Аркадий Эстрин признает, что сокращения неизбежны. «Местные СМИ винят в сокращениях президента АвтоВАЗа. На мой взгляд, Бу Андерссон – самый сильный руководитель завода в перечне часто меняющихся в последнее время руководителей. Его цель – получение компанией прибыли, сохранение предприятия. В том, что рынок автомобилей рухнул, не вижу его вины. Просто он приводит численность работников предприятия соразмерно выпуску автомобилей», – говорит г-н Эстрин. По его словам, проблем в связи с кризисом не избежало ни одно предприятие: «Остановки производств, спад реализации продукции, сокращенный рабочий день, увольнения работников – сегодня эти явления охватывают всю страну».

Напомним, что информацию о сокращениях первым запустил местный интернет-портал tltgorod.ru. Его главный редактор Сергей Давыдов в беседе с «НИ» указывает, что сведения поступили из надежного источника, чей кабинет находится на одном из верхних этажей «изоленты» (так в Тольятти называют административную высотку ВАЗа), и были тщательно проверены с помощью другого источника. «Судя по всему, руководство предприятия изменило тактику: если раньше готовились и рассылались специальные пресс-релизы, где доходчиво разъяснялось, почему необходимо уволить в такие-то сроки и столько-то человек – то сейчас взято на вооружение нешумное расторжение договоров по соглашению с работником. Списки увольняемых составляют руководители подразделений, в которых, как говорится в недавнем приказе Бу Андерссона, имеется «избыточная численность персонала». Налицо скрытая форма сокращений», – комментирует собеседник «НИ».

Тема необходимости сокращений на АвтоВАЗе периодически поднимается еще с 1990-х годов, когда завод вел переговоры о возможном стратегическом партнерстве с западными автоконцернами. В частности, в руководстве Fiat заявляли, что, если сделка состоится, итальянцы будут настаивать на значительном снижении численности персонала. Речь шла о десятках тысяч вазовцев. Тогдашний гендиректор Владимир Каданников на это не пошел.

«Скрытых» сокращений на АвтоВАЗе сейчас опасаются многие тольяттинцы: считается, что открытое объявление о массовых увольнениях чревато социальным взрывом. В городе еще не забыли опыт 2009 года, когда было официально объявлено о планах избавиться от 27,6 тыс. вазовцев. Тогда профсоюз «Единство» вывел на площадь пять тысяч митингующих. Успокоить народ в Тольятти тогда приехал вице-премьер Игорь Шувалов. В итоге 22,5 тысячи работников всё же так или иначе покинули завод, многие – пройдя через «буферные» предприятия, созданные специально для этой цели.

«Сначала людям обещали золотые горы, если они перейдут добровольно в некий «Реформинг-центр», – вспоминает в беседе с «НИ» профсоюзный активист Вячеслав Шепелев. – Потом уже применяли методы запугивания, травли. И люди переходили. Потом эта компания просто растворилась – ликвидировалась. Сейчас под таким же брендом создан какой-то 49-й цех, который занимается хозработами».

Год назад, в августе, был другой скандал: один из вазовских топ-менеджеров проговорился в интервью французскому изданию Les Echos о желании довести к 2020 году штат компании до 30 тысяч человек (сегодня на АвтоВАЗе, согласно открытым источникам, работают 52 тыс. человек). И хотя в опубликованном вслед пресс-релизе компании объяснялось, что журналисты его неправильно поняли (никаких массовых сокращений не будет – всё произойдёт само собой, «за счет естественной убыли: выход на пенсию, расторжение трудовых договоров, увольнение по собственному желанию») – конечную цифру никто не опроверг. А в том же 2014 году «убыло» в два раза больше работников, чем могло среднестатистическим «естественным» путём. Уход «по собственному» простимулировали материально: выплатой до пяти окладов единовременно.

По мнению профактивиста Шепелева, так будут избавляться от «лишних людей» и впредь. В ход пойдут и «пряник» в виде единовременных выплат, и «кнут» в виде методов выдавливания «лишних» работников существует предостаточно: «Натравить на тех, кто упирается, бригаду, поставить на самые сложные операции, постоянно контролировать: во сколько с обеда пришёл». Но на прямые массовые сокращения администрация не решится, считает г-н Шепелев: «Они получили миллиарды из бюджета на то, чтобы людей не сокращали, а деньги-то эти куда-то ушли. Если напрямую в правительстве могут спросить: ребята, а где же деньги-то? Для них важно, чтобы всё тихо-мирно прошло. Мол, нет никакого сокращения у нас, люди сами увольняются».

Собеседники «НИ» признают: Тольятти сегодня не готов принять волну безработных. Уже преодолён «психологический барьер» – число нуждающихся в работе превысило количество вакансий, предлагаемых местной службой занятости (и это без учёта скрытой безработицы). И внушительную, если не решающую, роль в этом сыграли именно сокращения на АвтоВАЗе – за шесть лет от стотысячного коллектива на заводе осталась половина.

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика