Идея использовать bail-in (принудительную конвертацию требований кредиторов в уставный капитал банков) для приоритетных кредиторов, таких как держатели депозитов сверх застрахованной суммы, корпоративные клиенты и держатели облигаций, набирает популярность в России и со временем может оказаться на повестке дня на других развивающихся рынках, однако скорые изменения в регулировании в этой сфере маловероятны, так как банковский сектор борется с экономической рецессией, а также с растущими проблемами с качеством активов и убыточностью, считают в рейтинговом агентстве Fitch Ratings.
Говоря о растущей популярности этой идеи, аналитики ссылаются, в частности, на первого заместителя председателя ЦБ РФ Алексея Симановского, который на днях, комментируя возможность вовлечения приоритетных кредиторов в разрешение проблем банков, заявил, что регулятор на текущий момент взвешивает плюсы и минусы такого подхода. Сам Симановский считает введение такого подхода целесообразным, «потому что он в конечном счете в пользу обеспечения устойчивости не только банков, но и экономических субъектов».
В Fitch, ссылаясь на обзор российских банков Совета по финансовой стабильности от февраля 2015 года, констатируют, что в российском законодательстве по санации банков отсутствуют такие ключевые инструменты, как возможность применять подход bail-in к необеспеченным обязательствам. «Разработка регулирования по санации банков в России, возможно, будет продвигаться медленными темпами, и, по нашему мнению, в ближайшее время изменения маловероятны, так как банковский сектор борется с экономической рецессией, а также с растущими проблемами с качеством активов и убыточностью», — пишут аналитики рейтингового агентства.
По их словам, поддержка от государства определяет рейтинги российских коммерческих банков в двух случаях: в случае Россельхозбанка («BB+» / «негативный» прогноз), который находится в госсобственности и играет важную роль в проводимой политике государства, и в случае Газпромбанка с таким же рейтингом и прогнозом, чей основной акционер, «Газпром», находится в мажоритарной собственности государства. Законодательство по процедуре bail-in необязательно приведет к автоматическому понижению долгосрочных рейтингов этих банков. «Мы полагаем, что, возможно, с учетом фактора собственности, роли банков в проводимой политике (Россельхозбанк) и сильного корпоративного акционера (Газпромбанк) поддержка по-прежнему может быть доступной», — отмечают аналитики.
Изменения в законодательстве по разрешению ситуации с проблемными банками вряд ли приведут к изменениям в рейтингах частных банков, отмечают в Fitch, поясняя, что эти рейтинги, как правило, основаны на собственной финансовой устойчивости банков. «Мы не учитываем в их рейтингах значительных ожиданий поддержки от государства ввиду небольших долей рынка у этих банков и неоднородной истории подхода к санации банков среднего размера, когда в некоторых случаях приоритетные кредиторы несли потери. В то же время мы признаем, что, пока система находится в ситуации стресса, поддержка, как минимум для более крупных частных банков, имеющих умеренную системную значимость, включая Альфа-Банк («BB+» / «негативный» прогноз), является возможной. В течение последних 12 месяцев банки, имеющие системную значимость, имели доступ к потенциальной поддержке капиталом в рамках более широкого диапазона государственных мер по рекапитализации, чем банки меньшего размера», — говорится в комментарии агентства.
Как указывают в Fitch, российские банки сталкиваются с ухудшением качества кредитов при увеличении обесцененных кредитов до 8% от всех кредитов на конец июня 2015 года, и ожидается, что отчисления под обесценение к концу года превысят 3% от всех кредитов. Чистая процентная маржа существенно сократилась, поскольку стоимость фондирования является высокой, что ослабляет прибыль до резервов. За вычетом доходов от непрофильной деятельности убытки банковского сектора превысили 100 млрд рублей за семь месяцев по конец июля, отмечается в релизе.